Главная » Все Новости » События » Лишение Путина германской премии как символ отношений между Россией и Западом

Лишение Путина германской премии как символ отношений между Россией и Западом

 

Самая любимая зарубежная страна нашего самого любимого премьер-министра нанесла болезненный удар по самолюбию ВВП. Присужденная было Путину за вклад в укрепление российско-германской дружбы немецкая премия “Квадрига” отозвана из-за громких протестов европейской публики. Если рассуждать о ситуации без стеба, то сам по себе отзыв премии — буря в стакане воды. Но этот скандал — лишнее напоминание о том, как “тепло” сейчас относятся к “национальному лидеру” России на Западе.

Владимир Путин — не первый и наверняка не последний крупный политик, которого внезапно “лишили премии”. По давней традиции всем британским премьер-министрам, окончившим Оксфордский университет, в обязательном порядке присуждается степень почетного доктора этого почтенного учебного заведения. Соответственно, в 1985 году было принято решение отметить подобным образом действующего премьера Маргарет Тэтчер.

Но из-за тяжелой ситуации в экономике правительство “железной леди” было вынуждено на порядок сократить расходы на образование. И разозленные оксфордские профессора во время голосования о присуждении премии прокатили Тэтчер.

Поэтому единственно возможная разумная реакция российской власти на решение немецких распределителей премий — демонстративное равнодушие. Мол, кому присуждать или не присуждать премию — дело самих немцев. Нас все это не касается. Владимир Путин — устами своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова — именно такую позицию и занял. И на этом скандал с формальной точки зрения можно считать исчерпанным.

Почему только с формальной? Потому что это один из тех случаев, когда “ложки нашлись, а осадок остался”. В начале своего правления в России президент Путин пользовался среди западной элиты почти универсальной популярностью. За счет этого хорошего отношения наша страна могла бы очень многое выиграть. И то, что в большинстве случаев этого не произошло, — результат нашего неумения совершать масштабные внешнеполитические размены.

“Почему, как вы думаете, мы до сих пор так и не стали членами Всемирной торговой организации? — сказал мне недавно бывший член высшего руководства России. — Потому что Путин поручил вести переговоры о вступлении в ВТО Герману Грефу. Тот к этим переговорам не подпускал никого из своих коллег по правительству. И в результате у России как у государства не было возможности проводить единую, скоординированную политику в этом вопросе. Примерно то же самое получилось и когда Россия списала многомиллиардные долги Ирака и Афганистана. Этот вопрос был в исключительном ведении Минфина. И в результате мы ничего не получили взамен. А получить могли бы довольно многое”.

Затем репутация Путина на Западе стала постепенно ухудшаться. А в феврале 2007 года и вовсе произошел радикальный перелом. Выступая на конференции по международной безопасности в Мюнхене, Путин обрушился на Запад с исключительно резкой критикой. После этого в коллективном сознании американской и европейской элиты ВВП окончательно превратился в фигуру с отрицательным знаком. Как ехидно заметил тогда американский сенатор-республиканец Линдси Грэм: “Своей единственной речью он сделал больше для объединения США и Европы, чем мы сами могли бы сделать за десятилетия”.

С тех пор с каждым годом негативный имидж Путина на Западе только укреплялся. Вспомним, например, словесную эквилибристику Барака Обамы во времена, когда он затевал перезагрузку с Москвой. Янки всячески подчеркивали: мы “перезагружаемся” не с Путиным, а с Медведевым.

Но сейчас ситуация, как известно, изменилась. Всем очевидно, что Медведев не смог в полной мере проявить себя как самостоятельный лидер. А Путин никуда не уходит — напротив, возвращается.

Чем все это чревато? Ничем особенно опасным. Никто на нас войной не пойдет. И закупки нашего газа и нашей нефти тоже не снизятся. Западники — люди прагматичные. Они не перестанут делать бизнес с иностранным лидером только потому, что они этого человека активно не любят. Но отсутствие особого негатива не означает в данном случае наличия особого позитива. Если в отношениях отсутствует добрая воля, они с очень большой вероятностью как минимум вступят в фазу застоя.

Поэтому я уверен: лишение ВВП “Квадриги” — это настоящий звездный час для самой премии. До лета 2011 года о “Квадриге”, если честно, мало кто слышал. А благодаря нашему Владимиру Владимировичу она превратилась в яркий символ тупика, в который зашли отношения между Россией и Западом.

 

На фото: Экс-президент Чехии Вацлав Гавел поставил организаторам “Квадриги” ультиматум, пригрозив отказаться от своей награды, если премия будет присуждена Владимиру Путину.

www.mk.ru

17.07.11.