Причиной могла стать критика в адрес Советского Союза, пишет итальянская газета
Согласно новой версии, появившейся в авторитетной итальянской газете Corriere della Sera, автомобильная авария 1960 года, в которой погиб Альбер Камю, не была случайностью.
В кармане Камю нашли неиспользованный билет на поезд из Прованса, где он жил, в Париж. 46-летний писатель собирался вернуться домой после рождественских праздников с женой Франсин и дочерями-близнецами, Катериной и Жанной, на поезде, но потом согласился на предложение своего друга и издателя Мишеля Галлимара подвезти его на машине. Издатель не удержал на ледяной январской дороге свой мощный автомобиль Facel Vega, и он врезался в дерево. Смерть Альбера Камю была мгновенной, Галлимар скончался через несколько дней.
Кроме билета на поезд, полиция нашла в машине 144-страничную рукопись незаконченной повести «Первый человек», написанную от руки. В ней он рассказывал о своем детстве в Алжире и предсказывал, что это будет отличная книга.
Авария потрясла Францию, но никто за прошедшие полвека не подозревал, что это нечто большее, чем трагическая случайность. Версия итальянских журналистов основывается на словах Джованни Кателли, итальянского ученого и поэта, который обратил внимание на то, что в итальянском переводе дневника известного чешского поэта и переводчика Яна Забраны отсутствует один абзац, в котором чех написал: «Я услышал очень странную историю от человека, который был знаком с хорошо информированными источниками. По его словам, авария, которая стоила Альберу Камю жизни, была делом рук советских шпионов. При помощи очень сложного оборудования они прокололи шину машины на скорости.
Приказ лично отдал Дмитрий Шепилов (глава МИДа СССР в 1956-57 годах), рассердившийся на Камю за статью, опубликованную во французском журнале Franc-tireur в марте 1957 года. В ней Камю очень резко отозвался о роли Шепилова в подавлении восстания в Венгрии и употребил даже такую фразу, как «зверства Шепилова».»
Через год, пишет Corriere della Sera, Альбер Камю еще больше рассердил Москву, публично поддержав Бориса Пастернака.
Миланские журналисты считают, что этих двух поступков было вполне достаточно, чтобы Москва могла «заказать» Камю. Насколько правдоподобна эта версия, судить трудно. С одной стороны, КГБ не гнушался физическими устранениями неугодных Москве лиц, причем, не только политиков. С другой, Оливье Тодд, бывший корреспондент BBC в Париже, большой специалист по Камю и автор его биографии «Жизнь Альбера Камю» (2000), много работал в советских архивах, но не нашел ни одного упоминания об убийстве французского писателя и философа. И хотя Тодд согласен, что КГБ вполне мог убить Камю, он все же считает это маловероятным.
kp.ru
07.08.11.