Главная » Все Новости » События » Чай с полонием и Березовский с Саакашвили испортят вкус любой дружбы

Чай с полонием и Березовский с Саакашвили испортят вкус любой дружбы

Визит Кэмерона в Москву не увенчался прорывом. О возвращении к отношениям до Ирака, «цветных революций» и российско-грузинской войны речи не идет. Некоторые забыли, что Кэмерон слетал в Тбилиси, чтобы выразить поддержку Саакашвили, но Путин не забыл, пишут СМИ. Другие болевые точки — враги Кремля, процветающие в Лондоне, и, конечно, дело Литвиненко с его «фээсбэшным аспектом».

Обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл комментирует визит британского премьера в Россию под заголовком «Для Владимира Путина Дэвид Кэмерон — полезный дурак». Призыв Дэвида Кэмерона к новому подходу на основе сотрудничества с Россией — проявление прагматичности, говорится в статье. «Россия — стратегический, географический и энергетический гигант — это не Ливия, которую можно принудительно переделывать по западному вкусу. Великобритании нужно вести бизнес. Потому-то Кэмерон провозгласил, что от политики последнего времени — действий в духе «око за око» — следует отказаться».

Но Путин не поблагодарит Кэмерона за его прагматичный подход, а сочтет, что это проявление политической и экономической слабости, считает Тисдолл. Путин рассудит, что визит Кэмерона подтверждает правильность жесткой тактики, применяемой российским лидером после убийства Литвиненко.

В глазах Путина Кэмерон — современный «полезный дурак», тем более что британский премьер упомянул о коррупции, судебных аферах и правах человека уклончиво. «Фактическая, нечаянная легитимизация путинизма — если она действительно станет результатом поездки Кэмерона — была бы крайне нежелательна», — пишет автор, называя дело Литвиненко лишь верхушкой айсберга. Тисдолл указывает на подавление уличных акций демократической оппозиции в декабре прошлого года, расширение полномочий ФСБ и процесс над Ходорковским.

Неужели Британия должна молчать о «послужном списке» путинского режима в области прав человека, политике Путина на мусульманском Кавказе, обструкционизме России по сирийскому вопросу и продолжающемся сотрудничестве с Ираном в ядерной сфере? «Многовато пилюль, которые следует проглотить взамен на несколько сомнительных контрактов», — полагает автор.

Выступая в МГУ, Дэвид Кэмерон рассказал, что в 1985 году на черноморском пляже его предположительно пытались завербовать в КГБ, пишет московский корреспондент The Guardian Люк Гардинг. «Вряд ли Путин счел бы эту историю забавной, но, как бы то ни было, вчера Кэмерон вновь близко соприкоснулся с КГБ — он провел переговоры с Путиным», говорится в статье. Кэмерон также тепло пообщался с Медведевым.

Ни Лондон, ни Москва, по-видимому, не питают иллюзий, будто однодневный визит Кэмерона повлечет за собой прорыв, продолжает автор: о возвращении к отношениям 10-летней давности — до Ирака, «цветных революций» и российско-грузинской войны — речи не идет. «Некоторые позабыли, что Кэмерон слетал в Тбилиси, чтобы выразить поддержку Саакашвили. Но Путин не забыл».

Причины взаимного охлаждения известны: для Британии это убийство Литвиненко, для России — проблема юридической взаимопомощи и экстрадиции. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал журналисту, что российско-британские трения начались в 2003 году, когда британский суд предоставил политическое убежище Березовскому. «Но именно дело Литвиненко является непреодолимым препятствием», — пишет автор. В Москве Кэмерон четко дал понять, что Великобритания не хочет возобновлять сотрудничество с ФСБ. «Британские официальные лица по-прежнему уверены, что у убийства Литвиненко был «фээсбэшный» аспект», — говорится в статье.

Люк Гардинг напоминает, что его самого эта «колоссальная секретная организация» в феврале депортировала из Москвы за то, что он писал на табуированные Кремлем темы. «Пока Великобритания не согласится на требование сотрудничать с ФСБ, отношения между Лондоном и Москвой останутся напряженными. А время работает на Россию», — пишет автор, прогнозируя, что Путин вернется на президентский пост и останется у власти до 2020 года — намного дольше Кэмерона.

Дэвид Кэмерон старался найти общий язык во время визита в Москву, но переговоры выявили давние противоречия между двумя сторонами, сообщает американская The Wall Street Journal. После встречи в Кремле Дмитрий Медведев сказал, что Москва по-прежнему выступает против усилий Запада по введению новых санкций в отношении правительства сирийского президента Башара Асада, и дал понять, что Кремль не смягчает свой отказ экстрадировать в Великобританию Андрея Лугового, подозреваемого в отравлении в 2006 году в британской столице Александра Литвиненко.

Приезд Кэмерона был призван показать, что, несмотря на разногласия, страны по-прежнему сотрудничают в других областях, и Кэмерон привез в Москву делегацию из двух десятков лидеров британского бизнеса, включая исполнительных директоров нефтяных гигантов BP PLC и Royal Dutch Shell PLC. По словам представителей британской стороны, в ходе визита были заявлены сделки на 215 млн фунтов стерлингов (343 млн долларов), но ни одной — в нефтяной сфере, говорится в статье.

«Я хочу создать условия для нового подхода, основанного на сотрудничестве», — сказал Кэмерон, выступая перед студентами МГУ.

Кэмерон в Москве продолжал настаивать на расследовании загадочной смерти Александра Литвиненко, пишет немецкая Sueddeutsche Zeitung, и первый визит британского премьера в Россию за последние шесть лет коренным образом не смог повлиять на расстроившиеся политические отношения. Дмитрий Медведев после встречи с ним предостерег от намерений политизировать дело Литвиненко. Такого рода вопросы, заявил глава российского государства, следует решать в юридической плоскости. Он в очередной раз подчеркнул, что Конституция не предусматривает выдачи российских граждан иностранным государствам.

«Отношения между Лондоном и Москвой накалены до предела уже давно. Кризис в отношениях начался с того момента, как Великобритания предоставила убежище российскому олигарху и личному врагу Владимира Путина Борису Березовскому. Новый дом в Лондоне к неудовольствию Москвы обрел и чеченский политик Ахмед Закаев, которого Москва считает террористом», — говорится в статье. Не способствовали улучшению двухсторонних отношений и недавние обыски в московском офисе британской компании ВР.

И тем не менее, Медведев и Кэмерон нацелены на «перезагрузку» отношений — прежде всего посредством экономического сотрудничества, заключает издание.

inopressa.ru

13.09.11.