В доме чеченского бизнесмена Булата Чагаева – владельца футбольного клуба «Невшатель-Ксамакс» 10 ноября прошел обыск, а сам он в ближайшее время будет допрошен по подозрению в мошенничестве и отмывании денег.
Об этом говорится в пресс-релизе министерства внутренних дел швейцарского кантона Женевы, поступившем в распоряжение РС. Обыск произошел утром 10 ноября вслед за обыском в офисе компании Dagmara Trading в Женеве, принадлежащей Чагаеву. В пресс-релизе оговаривается, что «другие детали сообщены пока не будут».
Эпатажные заявления в прессе, перевод средств за покупку «Ксамакса» со счета, куда деньги только что были внесены, уголовные дела об отмывании денег в России в 90-е, по которым Чагаев проходил как свидетель – ничто не заставило правоохранительные органы Швейцарии усомниться в честности предпринимателя. И только фальсификация Чагаевым банковской справки о доходах, ставшая достоянием прессы, вызвала интерес швейцарской прокуратуры.
Чагаев приобрел швейцарский футбольный клуб «Ксамакс» из города Невшатель в конце апреля. За какую сумму – неизвестно. Сам Чагаев в интервью швейцарскому телеканалу TSR в мае заявил, что «не помнит», во сколько оценивается его состояние, а клуб приобрел «за один франк». О своем бизнесе Чагаев распространяться отказывался. Известно, что у него есть фирма Dagmara Trading в Швейцарии, занимающаяся недвижимостью и юридическими услугами, однако профессионалам, как говорят швейцарские журналисты, в области недвижимости и юриспруденции в Женеве она неизвестна.
«Все это, если можно так выразиться, немного непрозрачно. Но почему это должно волновать клуб и его болельщиков? Если это не деньги от торговли наркотиками или проституции, остальное неважно», — так ранее описывал отношение швейцарцев к новому владельцу «Ксамакса» в интервью Радио Свобода Джон Дарио, пиар-агент нескольких швейцарских футболистов.
Чагаев настаивал, что приобрел клуб исключительно из любви к футболу. Согласно рассказам тех, кто его знал, в детстве Чагаева не брали в футбольную команду в пионерлагере, однако он упорно тренировался. Наверстывая упущенное, взрослый Чагаев обещал переименовать купленную команду в «Вайнах», однако, по швейцарским законам, он просто не может сделать это сразу. «Чагаев сеет террор в Швейцарии,» – так описывали местные СМИ поведение нового владельца клуба. Он увольнял персонал и грозил убить плохо играющих футболистов. Сам Чагаев, правда, сказал, что его слова «неправильно перевели». Наконец, он стал задерживать зарплаты игрокам и, что, видимо, для швейцарцев стало последней каплей – уклонялся от выплат в кассу социальной помощи, а также не заботился о выплатах увольняемым сотрудникам.
При покупке команды Чагаев обещал вывести «Ксамакс» в Лигу чемпионов. Сейчас клуб находится на пятом месте из десяти в высшей лиге Швейцарии. В октябре игроки пригрозили забастовкой из-за долгов по зарплате.
Власти Невшателя заявили, что клуб должен городу 200 тысяч швейцарских франков за аренду стадиона. Чагаев медлил с оплатой и даже заявлял, что футболисты будут тренироваться в другом месте. В результате власти Невшателя обратились в суд с требованием признать клуб банкротом. 2 ноября суд этот иск отклонил: Чагаев смог предоставить доказательства своей платежеспособности.
Среди документов, которые Чагаев принес с собой в суд, была справка из Bank of America о том, что у него на счете находится 35 млн долларов (номер счета был скрыт), «достаточных для финансирования клуба «Невшатель-Ксамакс». Копия справки оказалась в распоряжении журналистов. Газета «Ле Матэн» и телеканал TSR опубликовали около десяти отличий подлинной справки от фикции и пришли к выводу: справка подделана.
Сразу после публикаций 7 ноября прокуратура Женевы начала предварительное следствие – по подозрению в фальсификации документа, недобросовестном управлении клубом и отмывании денег.
Швейцарская прокуратура интересовалась состоянием Чагаева и ранее, однако оснований для возбуждения дела по подозрению в отмывании денег у нее не было. Согласно источникам РС в Швейцариии, покупка «Ксамакса» была произведена с помощью перевода денег со счета, где они до этого только что появились. Однако нарушением швейцарских законов это не является.
Вилла в местечке Сен-Сюльпис в Швейцарии, где в итоге и произошел обыск, оформлена на супругу Чагаева Ирину Чагаеву – это еще весной выяснил швейцарский телеканал TSR. Сам Чагаев сообщил журналистам, что он давно развелся, и что большую часть времени вообще проводит в России, а в Швейцарии у него только бизнес. В Чечне, где Чагаев какое-то время появлялся в обществе президента Кадырова и даже получил из его рук орден «За заслуги перед Чеченской республикой» (правда, позже Кадыров в Чагаеве разочаровался, о чем заявил публично), он представлялся «бизнесменом из Швейцарии».
Чеченское телевидение называет Чагаева «руководителем компании «Совамерикэнтрейд». Эта компания, созданная, согласно уставу, в Грозном в 1990 году совместно властями Чечено-Ингушской АССР и некими партнерами в США для привлечения инвестиции в Чечню, сегодня не существует. Чагаев был ее гендиректором.
Согласно уставу, чеченское правительство предоставило этому концерну несколько миллионов рублей, которые сразу же были конвертированы в доллары. Уже через несколько месяцев после создания фирмы была проведена ревизия. По ее итогам в начале 90-х прокурор Чечни Эльза Шарипова не раз требовала возбуждения уголовного дела, вспоминает в разговоре с корреспондентом РС бывший главный редактор чеченской газеты «Ичкерия» Муса Темишев. По воспоминаниям Темишева, журналист его газеты Нина Ефимова проводила расследование по поводу деятельности «Совамерикентрейда», но оно по непонятным причинам так и не было опубликовано. Нину Ефимову убили в Грозном в начале 1996 года.
В попытке выяснить прошлое Булата Чагаева, корреспондент РС ознакомилась в архиве Пресненского районного суда Москвы с уголовным делом в отношении Али Ибрагимова – руководителя отделения «Советско-американского концерна Совамерикантрейд» в Москве. Ибрагимова приговорили в 2004 году к небольшому сроку за хищение государственных средств с помощью мошеннических операций с так называемыми «чеченскими авизо» в 1992-93 гг.
Первая попытка возбуждения дела против «Совамерикентрейда» в 1992 году закончилась неудачей – следователям не удалось найти даже устав компании, который был выдан отделением Сбербанка «на руки на два дня под расписку главному бухгалтеру «Совамерикантрейд-Москва» Ш. Мисирбиевой». Не могли найти следователи и фирму по указанному адресу в одной из гостиниц Москвы.
Следствие было возобновлено в 1997 году в отношении нескольких лиц. Гендиректор «Совамерикантрейда» Булат Чагаев согласно данным допросов, проживал в Москве на Рублевке (дом был оформлен на имя Чагаевой Ирины Доковны, жены бизнесмена и дочери бывшего первого серетаря Чечено-Ингушского републиканского комитета КПСС и ставленника федеральных властей в Чечне в середине 90-х Доку Завгаева). На трех допросах Чагаев пояснил, что на компрометирующих документах стоит его подпись, однако он подписывал чистые листы, которые в дальнейшем Ибрагимов использовал в преступных целях. На другом допросе речь шла о странном переводе через фирму-посредника денег во Францию якобы на лечение жительницы Чечни. «Больница» оказалась фирмой в городе Реймсе, учрежденной выходцем из России. О том, что это не больница, следователям сообщило французское посольство. Чагаев пояснил, что ему ничего неизвестно об этом эпизоде и предположил, что «печатью «Совамерикентрейд» на платежных документах кто-то воспользовался в бухгалтерии».
Часть похищенных с помощью фальшивых авизо при участии «Совамерикентрейда» средств, по подозрению следствия, ушла на счета в Арабские Эмираты — соответствующие платежные документы есть в деле. Было направлено следственное поручение в Интерпол. Ответа в деле нет.
Следствие удовлетворилось ответами Чагаева, и в итоге был осужден только его партнер Али Ибрагимов. Старший следователь МВД по особо важным делам Рашид Булатов, допрашивавший Чагаева, от комментариев РС отказался: в правоохранительных органах он уже давно не работает.
На допросах в 1997 году Чагаев отказался сообщить данные о своем семейном положении «из опасения за судьбу близких». Однако следствие очень скоро выяснило, что он является зятем Доку Завгаева — последнего советского лидера Чечено-Ингушетии и президента Чечни в 1995-96 гг. В интервью журналистам в 1997 году Рашид Булатов даже заявлял, что «следствие испытывает давление» — это происходило после того, как имя Завгаева появилось в деле.
Как стало известно корреспонденту РС, фирма «Совамерикантрейд» позже упоминалась еще в одном уголовном деле о присвоении государственных средств.
Швейцарская прокуратура пока всего лишь главным образом выясняет, подделал ли владелец «Ксамакса» справку о доходах или нет.
Попытка корреспондента РС связаться с Булатом Чагаевым не увенчалась успехом.
http://www.svobodanews.ru/content/article/24388283.html
12.11.11.