Главная » Все Новости » Россия » Рискованное возвращение Владимира Путина

Рискованное возвращение Владимира Путина

Вернувшийся в Кремль Владимир Путин, управляя Россией, больше не сможет полагаться на одну только нефтяную ренту, тем более, что она сегодня далеко не так «послушна», как во время его прихода к власти в 2000 году. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и острые  экономические и социальные проблемы, стоящие перед страной.

Нынешний год выдался особенным: три постоянных члена Совета безопасности (Россия, Франция и США) уже провели или еще проведут президентские выборы, а четвертый — Китай — готовится к мягкому переходу власти. На следующий день после завершения второго тура президентских выборов во Франции Владимир Путин официально вернулся в Кремль. Понятно, что в 2008 году он оставил свой пост чисто символически, чтобы соблюсти букву Конституции, запрещающей одному человеку занимать три президентских срока подряд. Церемония инаугурации прошла в понедельник в присутствии тысячи гостей, среди которых не оказалось ни одного главы иностранного государства. Теперь перед Владимиром Путиным открывается перспектива двух шестилетних мандатов. Таким образом, если не произойдет непредвиденного, он сможет оставаться у руля страны до 2024 года…

Тем не менее, неожиданности все же возможны. Беспрецедентные акции протеста против нарушений на мартовских выборах (тогда Путин одержал победу с результатом в 64% голосов), наглядно свидетельствуют: Россия далеко не так покладиста, как в 2000 году, когда на вершину государственной власти взлетел бывший агент КГБ, чьим единственным достижением был надзор за диссидентами в ГДР до падения берлинской стены. Россияне, уровень жизни которых вырос в три раза благодаря взлету цен на нефть, а также проверенной (баланс государственных финансов) и осмотрительной (гибкость обменного курса) макроэкономической политике, стали другими людьми. Значительная часть среднего класса (и не только его) мечтает о «новой России», которая не имеет ничего общего с культивируемой Путиным советской ностальгией.

Пошатнувшаяся система

Кроме того, определенная активность наблюдается и в московских деловых кругах. Об этом в частности говорит прошедшая в феврале за закрытыми дверями встреча группы инвесторов с популярным блогером и борцом с коррупцией Алексеем Навальным. Аналитик московской финансовой компании Юлия считает, что он «раскачивает систему, а это уже немало».

Осенью прошлого года появление Владимира Путина на публике было освистано толпой, что совсем недавно казалось чем-то совершенно немыслимым. Хотя он до сих пор пользуется популярностью, которая вызывает неподдельную зависть у его западных коллег, а волна еженедельных протестов против его избрания постепенно затихает, ему, вероятно, все же придется снять оковы с политической жизни страны. Первым испытанием станет формирование нового правительства, которое призвано воплотить в себе стремление к переменам и в то же время не нанести ущерба интересам бюрократических и военных кругов. С великой неохотой Владимир Путин все же обязался добиться реализации начатых его предшественником Дмитрием Медведевым реформ: возврат к прямым выборам губернаторов 83 регионов страны (в 2004 году они были отменены под предлогом… борьбы с терроризмом); утверждение хотя бы относительного плюрализма на телевидении; упрощение правил регистрации новых партий… Как бы то ни было, Дума уже придумала «фильтры» для кандидатов на губернаторских выборах.

Дмитрий Медведев, который, как и ожидалось, займет кресло премьер-министра, в свою очередь должен заняться либерализацией экономики — открыть страну для иностранных инвестиций, диверсифицировать чрезмерную зависимость экономики от сырьевого сектора, бороться с коррупцией и провести вступление страны во Всемирную торговую организацию (Россия была последним крупным государством, остававшимся вне ВТО).

Тем не менее, и без того пошатнувшееся влияние будущего председателя правительства становится все менее значительным, поскольку возвращение Владимира Путина в Кремль неизбежно ведет к перестановкам в высших государственных кругах, и существующий расклад изменится в пользу консерваторов. Эта группа добивается значительного увеличения государственных расходов и намеревается затормозить реформы, в первую очередь — преобразования в пенсионной системе, обойтись без которых попросту не получится, учитывая демографический кризис в стране. Россия, население которой сегодня составляет 143 миллиона человек, на протяженити целого поколения ежегодно теряет по 750 тысяч граждан (почти полмиллиона смертей в год в той или иной степени связано с алкоголем), несмотря на определенное повышение рождаемости. Число женщин детородного возраста неуклонно снижается, и к 2030 году из-за чудовищно высокой смертности мужчин в стране будет ощущаться дефицит в 18 миллионов работнико.

Приоритет для приватизаций

Стоимость поддержания пенсионной системы, модернизации здравоохранения (в настоящий момент на него приходится 4% ВВП против 7-8% в странах Европы) и прочих предвыборных обещаний Владимира Путина вызывает беспокойство экономистов: их реализация обойдется в 130 миллиардов долларов. До недавнего времени все эксперты-экономисты в один голос приветствовали осмотрительность министра финансов Алексея Кудрина. Тем не менее, осенью прошлого года, когда он устал от постоянного давления со стороны Дмитрия Медведева, его отправили в отставку. Во время мартовского протестного движения Кудрин заявил о намерении создать собственную партию и тем самым лишил Путина весомой поддержки. Исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов, у которого есть все шансы на утверждение в должности, в свою очередь уверяет, что риск бюджетных потрясений минимален. В апреле он сообщил, что бюджетные поступления в начале года вышли на докризисный уровень. Кроме того, положительное сальдо счета текущих операций России (100 миллиардов долларов за прошлый год) практически не знает себе равных в мире. Из Москвы все потрясения мировой экономики кажутся воспоминаниями о далеком прошлом, хотя застой в еврозоне не на шутку беспокоит главного поставщика энергоносителей на континенте.

Беспорядок и коррупция

Благоприятная бюджетная ситуация (российский госдолг не достигает и 15% ВВП, в отличие от 87% во Франции) «снижает давление в пользу приватизаций, которые в России по большей части мотивированы бюджетными причинами», — подчеркивает Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог». Так, Кремль уже не первый год обещает начать масштабную приватизационную программу (с ежегодным объемом в 20 миллиардов долларов), однако до сих пор так и не перешел к действиям. К примеру, продажа Сбербанка была в очередной раз отсрочена из-за того, что это может навредить интересам определенных властных кругов. Как бы то ни было, во время третьего правления Путина государство (ему принадлежит 50% национальной экономики) может провести приватизацию Сбербанка и ВТБ, энергетической компании «Росгидро», судоходного предприятия «Совкомфлот», авиаперевозчика «Аэрофлот», а также Роснефти и Транснефти, которые занимают лидирующие позиции в сфере добычи и транспортировки черного золота. На прошлой неделе вице-премьер Игорь Шувалов заверил всех, что приватизации станут приоритетной задачей нового правительства, а новая программа будет обнародована уже в ближайшие недели.

Новому правительству придется принять меры и для того, чтобы привлечь российских и иностранных инвесторов, а также сформировать достойное правовое государство, хотя сегодня «нет никакой «волшебной палочки» или яркой меры, которая позволила бы решить проблему», — отмечает Евгений Гавриленков. Дело в том, что коррупция в правоохранительных органах, отсутствие независимых судов и достойной тюремной системы (можно не только легко оказаться в тюрьме, но и умереть за решеткой) подрывают доверие деловых кругов. В отсутствие настоящего противодействия со стороны неправительственных организаций, СМИ и профсоюзов коррупция в государственном аппарате становится все сильнее: «люди в погонах» (армия, полиция, КГБ) после прихода к власти Владимира Путина 12 лет назад «расправили крылья». Считается, что 20% от суммы каждого государственного контракта исчезает в неизвестном направлении. На взятки больших и малых размеров (обычная жизнь россиян не обходится без того, чтобы «дать на лапу» чиновникам, автоинспекторам и т.д.) приходится 300 миллиардов долларов в год, то есть седьмая часть ВВП. Подобный неблагоприятный климат способствует утечке мозгов — 40% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет говорят о желании эмигрировать. К тому же, все больше россиян путешествуют по миру и пользуются интернетом: они видят, что происходит в других странах. Утечка капиталов в свою очередь превысила 80 миллиардов долларов в 2011 году (в два раза больше, чем в 2010 году), а в первом квартале этого года вплотную подошла к отметке в 35 миллиардов долларов. В отсутствие прозрачности и конкуренции система дает сбой, а правовое государство рушится.

Локомотив перевооружения

Еще одним важнейшим проектом для Владимира Путина, уделяющего огромное внимание месту России в мире (некоторые говорят о ее остаточной способности вставлять противникам палки в колеса), является перевооружение страны. Новый президент взял на себя обязательство провести беспрецедентную программу: 600 миллиардов долларов в течение десяти лет на благо военно-промышленного комплекса. Такая модернизация оснащения вооруженных сил должна стать движущей силой развития целого ряда отраслей промышленности. Владимир Путин в частности пообещал военным 400 баллистических ракет, восемь стратегических подводных лодок, 600 новых самолетов, в том числе истребители пятого поколения… Глава государства в прошлом неоднократно пытался модернизировать вооруженные силы страны, не обладающие ни достаточным оснащением, ни достойной мотивацией. В военные части поступило новое оружие, военнослужащие получили хорошее жилье, а их зарплаты выросли (в три раза с 1 января этого года). Все это призвано поднять боевой дух войск, которые понесли не только материальный, но и моральный ущерб после распада СССР и последовавшего за ним хаоса 1990-х годов. Кроме того, армия постепенно переходит к набору военнослужащих на контрактной основе.

Еще одним ключевым проектом для третьего срока Путина станет модернизация инфраструктуры, старение которой недвусмысленно подтвердила недавняя серия трагических авиакатастроф. Власти подталкивают региональные компании к обновлению их парков самолетов, основу которых часто составляют «Туполевы» и «Антоновы» советского производства. Российская транспортная сеть представляет собой незавидное зрелище по сравнению с достижениями китайских соседей. Тем не менее, и над этими проектами нависает тень коррупции и бесхозяйственности. Кроме того, вступившая на путь либерализации российская железнодорожная сеть (крупнейшая в мире) должна ускорить процесс своего развития в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года (один из главных проектов режима): к этому моменту властям необходимо наладить сообщение между 13 городами, в которых будут проводиться состязания. Особое значение — у линии Москва-Санкт-Петербург, так как ( и это может показаться невероятным) между двумя столицами до сих пор не проложена автомагистраль. Несмотря на десять лет экономического бума, строительные работы только-только начались!

Не Владимир ли Путин разрежет красную ленточку на церемонии ее открытия? Скорее всего, если ему удастся обрести второе дыхание, потому что даже такие декабрьские демонстранты, как директор инвестиционного фонда Виталий, вынуждены признать, что «Путин —  единственный подлинный лидер, который способен эффективно управлять системой. Если он назначит подходящих людей на нужные посты, страна может измениться уже через пять лет. Все зависит от реализации — нашего самого уязвимого звена и вечной слабости. В то же время я против перемен ради перемен — Россия устала от революций».

Les Echos«, Франция)

14.05.12.