Все повторяется. Сирийские власти снова уничтожили десятки своих собственных граждан. А что делает их старая союзница Россия? Она устраивает обструкцию содержательному и действенному ответу Совета Безопасности ООН. Это давно уже превратилось во вполне предсказуемый сюжет. И здесь возникает один крайне важный вопрос: какое место занимает Россия в сегодняшнем мире?
Членство этой страны в западных организациях не дает особых положительных результатов. Группа 7+1 не сможет стать Большой восьмеркой, пока Россия не начнет действовать как зрелая демократия со свободным рынком. Особого оптимизма на сей счет возникнуть не может, ибо президент Владимир Путин утверждает, будто недавние протесты в его стране организовали агенты Запада, а сам он не смог приехать в Кэмп-Дэвид на саммит G8 из-за того, что был занят формированием своего нового кабинета — это всегда сложно в авторитарной стране. Отсутствия Путина практически не заметили, потому что дискуссия шла об Афганистане и о еврозоне, где Россия ничем помочь не может, а также об Иране и Сирии, где Россия сама является частью проблемы.
Читайте также: Россия остается дома
Итак, можем ли мы занести Россию в категорию стран с динамичным формирующимся рынком, если ее правительство не заинтересовано участвовать в работе западных клубов? Ни в коем случае. В Китае коммунистическая партия создала сложную и мощную экономическую систему, которая вывела страну из ужасающей нищеты, превратив ее во вторую экономику в мире. Индия сформировала один из самых передовых в мире инновационных секторов с частными компаниями. Бразилия в настоящее время превращается в демократию с диверсифицированной экономикой и усиливает свои позиции на мировой арене.
Россия, в отличие от них, стала авторитарным государством, построенным на фундаменте репутации Путина как крутого парня, а также на экспорте нефти, газа и других полезных ископаемых. Кроме этого, она не может похвастать почти ничем. Коррупция там повальная. Незаконные доходы — это традиционная проблема для большинства развивающихся стран. Transparency International в своем индексе коррупции отводит 61-е место Турции, 73-е Бразилии, и 75-е Китаю. Россия стоит гораздо ниже — на 143-м месте.
Также по теме: Нил Бакли — Украина может обогнать Россию в развитии
Кроме того, значительная часть российской деловой элиты по-прежнему смотрит на свою страну как на источник обогащения, а не как на долговременную инвестиционную ставку. Отток капитала, превратившийся в хроническую проблему, после переизбрания Путина в марте месяце значительно ускорился. Население страны сокращается, потому что здравоохранение там слабое, социально обусловленные недуги — такие, как алкоголизм, свирепствуют, а образованные россияне покидают страну в поисках лучшей доли в других государствах. Когда в 1991 году распался Советский Союз, Россия получила в наследство 148 миллионов граждан. Сегодня население страны составляет менее 142 миллиона. Американские исследователи предупреждают, что в предстоящие четыре десятилетия население может сократиться на 30 процентов, что создаст совершенно очевидные негативные последствия для развития.
Улучшается ли в стране ситуация? Во время своей последней потемкинской предвыборной кампании Путин больше хвалился созданной им в предыдущие годы стабильностью, чем рассказывал о грандиозных планах страны на будущее. Россия также станет менее прозрачной, так как Путин укомплектовал свой кабинет реформаторами, не обладающими реальной властью, а в состав президентской администрации ввел административных тяжеловесов. Возникает опасность, что политику будут формировать не в российских министерствах, а за закрытыми дверями в Кремле.
Читайте также: После бойни в Хуле Россия охладеет к Сирии
Возможный кандидат от республиканцев на президентских выборах Митт Ромни недавно назвал Россию геополитическим врагом Америки номер один. Это абсурд, но не потому что Россия все чаще выступает против американских интересов, а потому что она становится все более неактуальной — и как политическая сила, и как привлекательный формирующийся рынок. Коллеги России по объединению БРИК, может, и не заинтересованы в исключении Москвы из своего клуба, однако мы можем (и должны) прекратить говорить о России так, будто ей — самое место в компании этих стран.
В России есть люди, утверждающие, что их страна может стать современным европейским государством, а не «евразийской нацией», о которой мечтает Путин. Среди этих людей — реформаторы из окружения премьер-министра Дмитрия Медведева; значительная часть городского среднего класса России; молодежь, знающая толк в интернете и в социальных сетях; а также новое поколение предпринимателей, которому надоели хитросплетения ограничений и регулирующих норм; интеллектуалы и большая часть представителей СМИ. Членам этих групп нужна демократическая Россия с современной инновационной экономикой, приводимой в движение мастерством и изобретательностью частного сектора. Поэтому недавно они начали выходить на митинги и демонстрации, чтобы их голос был услышан.
Пока Кремлю удается игнорировать эти настроения, и он ведет себя далеко не так, как следовало бы члену БРИК или G8 с хорошей репутацией. Вашингтон не должен повторять старые ошибки. Если лидеры Соединенных Штатов и Европы действительно хотят наладить с Москвой новые отношения, рахговаривать им надо именно с этими людьми.
Иэн Бреммер — президент консалтинговой компании Eurasia Group. Нуриэль Рубини — президент компании Roubini Global Economics.
(«The Financial Times«, Великобритания)
30.05.12.