Главная » Все Новости » Главная новость » ЧУДОВИЩНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА

ЧУДОВИЩНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА

Глава из книги Сациты Асуевой при соавторстве Л. Челеби «Чечения. Cобытия и портреты»

Огромный урон нанесён памятникам культуры Чеченской Республики. По заключению специалистов, стёрта с лица земли пятая часть средневековой архитектуры – башен, культовых сооружений, склепов. Целенаправленному обстрелу подверглась Ушкалойская башня-убежище, расположенная в выемке скалы по дороге Шатой – Итум-Кале, которой нет аналогов. Её, уже после 2001 г., обстреляли российские военнослужащие. Как было установлено следствием, они били по башне прямой наводкой, с расстояния 25 метров. Этот уникальный архитектурный памятник датируется ХII-м веком.

Артиллерийскими снарядами частично разрушены Шатойская, Тазбичинская и Гучум-Калинская башни, а также множество других старинных башен, расположенных в горных районах республики. Немалую опасность таит в себе и среда обитания Чеченской Республики. Двухэтапная война оставила после себя тяжёлое наследство. Тысячи мин и невзорвавшихся снарядов, которыми засеяна чеченская земля, продолжают уносить сотни человеческих жизней. По данным ООН, на территории Чеченской Республики находится более полумиллиона неразорвавшихся мин. Более 80 процентов территории засеяно минами.

Гуманитарная организация «Хейло Траст» (Великобритания), занимавшаяся разминированием территории Чечении с весны 1997 г., покинула республику после того, как Россия обвинила её сотрудников в шпионаже. Когда «Хейло Траст» обратилась за разрешением на разминирование в Совет Безопасности России, им в этой просьбе было отказано, и мотивировалось это тем, что подобная деятельность иностранных организаций на территории России запрещена законодательством. После этого руководство «Хейло Траст» обратилось непосредственно к руководству Чеченской Республики, которое с благодарностью приняло такое предложение.

Местные жители южных районов, для которых вероятность подорваться на минах в виду их многочисленности была особенно велика, не могли нарадоваться, когда были начаты работы по очищению окружающих их территорий. Сотрудники «Хейло Траст» обучали сапёрному мастерству и местных жителей, которые затем успешно справлялись с этой работой самостоятельно. Благо оплату их труда обеспечивала та же благотворительная организация.

Новая военная кампания 1999 г. усугубила и без того сложную ситуацию. Мины продолжают уносить жизни людей чуть ли не каждый день. Среди погибших оказались и мои знакомые. Лейла Оздемирова погибла на своём дачном участке весной 2000 г. В том же году получила многочисленные ранения во дворе своего дома и другая моя знакомая, учительница из Грозненского района, мать четверых детей, — Ася. Она длительное время находилась на лечении, перенесла несколько сложных операций.

Смертельная опасность поджидает граждан Чеченской Республики в самых неожиданных местах. И речь идёт не только о минах, размещённых российской армией в ходе военных операций, но и о тех, что рассчитаны на убийство мирных людей. Это – камуфляжные мины в виде всевозможных предметов, способных привлечь внимание и взрослых, и детей. Когда в своё время советские СМИ рассказывали об афганских детях, ставших калеками в результате взрывов мин в виде игрушек и авторучек, которых вывозили в Советский Союз для реабилитации, журналистами упускался  тот факт, что калеками несчастные дети становились стараниями того же СССР. Нетрудно догадаться, кто засевал этими минами-ловушками улицы городов и сёл Афганистана. Материалы же о маленьких калеках, вывозимых на реабилитацию в Советский Союз, сопровождались хвалебными одами в адрес его сердобольных руководителей, проявлявших такую нежную заботу об афганских детях. Теперь подобными минами-ловушками усеивается чеченская земля, и уже чеченских детей вывозят на реабилитацию в Россию.

Серьёзной опасностью в последнее время грозит проблема нарушения экологической среды. О применении российской авиацией химического оружия сообщал по свежим следам в период первой войны и Д.Дудаев. К нему пришли жители с.Орехово, которые обратили внимание на то, что после воздушного налёта лесной массив, расположенный недалеко от их села, оголился буквально на их глазах. Направленные Джохаром на место специалисты подтвердили факт применения в этом районе химического оружия. Он начитал тогда на диктофон заявление для распространения в СМИ по поводу случившегося.

Не раз бил тревогу по поводу опасной экологической обстановки в Чечении и во всём Кавказском регионе и председатель Кавказского Экологического Совета Рамзан Гойтемиров. В обращении «Весь мир против войны» от 4.03.2000 г. им, совместно с координатором по внешним связям Кавказского Экологического Совета Ираклием Мирзиашвили, отмечается, что Чечения за последние 5 лет дважды подвергалась глобальному уничтожению крупномасштабной войной. «…В Чечне погибает всё живое, вплоть до микроорганизмов, взрываются ёмкости с нефтепродуктами, ядохимикатами, радиоактивными отходами. Заражаются ядом и радиацией почва и вода Северного Кавказа, включая Каспийское море…»

А это обращение было адресовано директору Департамента ядерной и радиационной безопасности Абелю Гонзалесу 9 ноября 1999 г.

Глубокоуважаемый Господин Гонзалес

Доводим до Вашего сведения, что по рекомендации Международной неправительственной организации «Кавказский Дом» к нам, как Государственному органу, ответственному за ядерную и радиационную безопасность в Грузии, обратились представители Чеченской Республики в связи с опасностью возможного радиоактивного загрязнения региона.
На территории Чечни, вблизи города Гудермеса, находится региональный могильник радиоактивных отходов, который функционирует с 1965 года. В могильнике хранятся источники с радионуклидами Цезий-137, Стронций-90, Плутоний-239, Радий-226, Америций-241, Кобальт-60 и другие радиоактивные отходы.

Озабоченность представителей Чеченской Республики вызвана тем, что на Терском хребте, где расположен указанный могильник, ведутся активные боевые действия между противоборствующими сторонами и есть большая вероятность прямого попадания ракет и бомб в сооружения могильника. Это неминуемо приведёт к загрязнению территории радионуклидами и созданию тяжёлой радиационной обстановки в регионе.

По нашему мнению обстановка, сложившаяся вокруг упомянутого могильника радиоактивных отходов, требует принятия неотложных мер по прекращению боевых действий в указанном районе. В связи с этим мы обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на наше предложение и, если сочтёте нужным, предпринять шаги, необходимые для его реализации.

Зураб Кереселидзе                                                          Зураб Саралидзе

Начальник Службы Ядерной                                   Председатель Научно-         
И Радиационной Безопасности Грузии                 Консультативного Совета
Службы
/печать/                                                                                  

/подпись/                                                                    /подпись/

СПРАВКА
О радиационной опасности

На территории ЧРИ функционирует с 1965 года пункт захоронения радиоактивных отходов, где захоронено 906 м3, в том числе 750 м3 из России. Захороненные источники представляют собой  «Кобальт-60», Плутоний Бериллиевый, Радий-226, Цезий-137, Торий, Тулий-170, Иридий-192, Аммериций-241, Йод-131 и т.д. В черте города Грозного в разных районах на 6 предприятиях 67 источников разной мощности, представляющей опасность. Под предлогом уничтожения террористов в Чечне, российские самолёты бомбят объекты народного хозяйства, где имеются опасные для окружающей среды радиационно-химические вещества.

Ракетно-бомбовые удары, бесприцельный массированный обстрел артиллерией «Град», «Ураган» ведётся вблизи могильника, где захоронены атомные отходы (РАО). При разгерметизации шахт может произойти радиационное заражение территории Чечни и Каспийско-Черноморского бассейна, создаст угрозу, ведущую к экологической катастрофе, которая отрицательно может сказаться на здоровье людей и окружающей среды.

Директор ГУП
Грозненский СК «Радон»               /подпись/                            З.Кадыров

Сообщение о наличии у российских военных противогазов в ходе второй военной кампании подтверждало худшие опасения населения Чечении. Все разом заговорили о вероятности использования российской армией химического оружия. Будто забыли, что в этом нет никакой необходимости. Достаточно нанести несколько авиаударов по объектам, где содержатся химические вещества, и все дела. Тем более, что такие карты обнаруживали у всех офицеров, оказавшихся в плену у сопротивляющейся стороны. Начиная с первых же дней боевых действий, стало ясно, что удары с воздуха носят избирательный характер, поскольку наносились они аккурат по тем объектам, где хранились аммиак, хлор, а также по заводам, где имеются источники радиации. Правда, попадание не всегда бывало точным. Иначе трагедия была бы ещё более масштабной и необратимой.

Достаточно сказать, запасами каких материалов располагают производственные предприятия Чеченской республики, чтобы представить себе последствия. Это Плутоний бериллиевый, Амереций-241, Амереций-242, Цезий-137, Радий-226, радионуклидная технология, гамма-препараты, радиоизотопные приборы, БТИ-90-35-55, Ур-8, Плутоний Гаммарид-20, ТХА (тетрахлоралканы) и т.д. Более того, на территории Чеченской Республики находятся захоронения 906 кубических метров радиоактивных отходов активностью 1505 Кu, которые таят огромную опасность для населения. Причём 750 м3 из этих радиоактивных отходов ввезены в Чечению из республик Российской Федерации – Дагестана, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В республике ещё в 1999 г. отмечался случай утечки радиации, который произошёл неподалёку от Грозного, где была отмечена высокая степень радиоактивного излучения, которая заставила отодвинуть на задний план все остальные дела и сосредоточить внимание на данной проблеме. Однако новый этап военных действий вычеркнул эту тему из повестки дня.

Продолжение следует…. 

Сацита Асуева

http://www.proza.ru/2011/05/18/1423

29.06.12.