Война на пороге
В среду, 25 июля, Турция внезапно объявила о полном закрытии границ с Сирией. Закрываются все пограничные пункты с Сирией — 13 КПП на границе общей протяженностью около 900 километров.
«С сегодняшнего дня все КПП на границе с Сирией закрываются», заявил министр по делам таможни Хаяти Языджи.
В качестве причины министр назвал очередной пакет санкций против Дамаска.
Однако это только предлог – за прошедшие с начала гражданской войны месяцы стало ясно, что Турция подходит к решениям международных организаций в отношении своего южного соседа очень «творчески».
Гражданская война, которая идет в Сирии, происходит при поддержке внешних сил и Турция играет в ней непосредственную и ведущую роль. Сирийские повстанцы формируются, обучаются и вооружаются на турецкой территории. Турция имеет с Сирией давние, еще со времен развала Османской империи, территориальные конфликты. Сейчас турки собрались решить их в свою пользу. Во-вторых, занять ведущую роль в арабском мире. Они, по всей видимости, хотят создать дружественный по отношению к Турции режим. Без внешней поддержки сирийские повстанцы не смогли бы противостоять хорошо обученной и дисциплинированной армии.
Кроме того, все окружающие Сирию страны, в первую очередь, Иордания и Турция, задыхаются от наплыва сирийских беженцев. Понятно, что мирные граждане бегут из этого ада. Турки просто не справляются с этим потоком, да он им и не нужен. Им нужно создать дополнительное напряжение в том паровом котле, которым является Сирия, и дополнительное давление на режим Асада.
Если этим гражданам некуда будет бежать, часть из них вступит в повстанческую армию, часть будет находиться в тылу правительственных войск и дезорганизовывать их. Это очень циничный, но тонко рассчитанный шаг.
Не исключено, что в ближайшее время мы станем свидетелями открытой интервенции внешних сил в Сирию. Это будет именно турецкая армия под флагом НАТО. Психологическая подготовка к этому уже ведется. Если огромный, самый крупный, по мнению экспертов НАТО, арсенал химического оружия, который находится в распоряжении Асада, попадет в руки каких-то сил, будь то повстанческая армия, исламские террористы или просто уголовные формирования, последствия для мира будут страшные. Пока Асад справляется с задачей держать под контролем эти арсеналы. Сирийская повстанческая армия также специальным заявлением заверила все заинтересованные страны, что не допустит «расползания» этой самой страшной в мире коллекции ядов.
Но защита арсеналов с оружием массового поражения — беспроигрышный – потому как совершенно реальный — предлог для внешней интервенции. И если она будет произведена – то именно под этим прикрытием.
Возможно, под предлогом защиты этих арсеналов в Сирию будут введены турецкие войска. Если так, то закрытие пропускных пунктов, это подготовка к такому вторжению.
Есть и другие признаки, говорящие о резком ухудшении ситуации.
Российские военные покидают сирийские территории, охваченные гражданской войной. Разведывательные станции у границы с Израилем демонтированы. В районе Дамаска и сирийской части Голанских высот не осталось ни одного российского советника.
Ведущая израильская газета «Едиот Ахронот» сообщила об этом сегодня, со ссылкой на источники в американской администрации.
Прекращают работу расположенные на границе с Израилем станции электронного слежения. По сведениям газеты, эти военные базы находились под полным российским контролем, а оборудование обслуживалось российскими разведчиками, инженерами и техниками. Теперь это оборудование демонтировано и вывезено, а весь персонал отозван.
По американским данным, на границе с Израилем находились в основном сотрудники ГРУ, российские советники занималась обслуживанием и ремонтом систем вооружения и электроники и боевой подготовкой и инструктажем различных подразделений армии Асада. По сведениям американской разведки, на данном этапе как специалисты, так и оборудование сосредоточено в прибрежных районах Сирии, при том, что сейчас в сирийский Тартус направляется сводный отряд российских ВМС.
Еще одним признаком того, что вопрос химических арсеналов может быть поднят прозвучал вчера неожиданно, именно из Москвы. 24 июля было сделано заявление министерства иностранных дел РФ. Кремль вдруг решил напомнить Дамаску о недопустимости применения химического оружия. «Сирия присоединилась к Женевскому протоколу, запрещающему применение удушливых, ядовитых или других подобных газов как средств ведения войны», — говорится в заявлении.
Определенно не случайно и то, что отзыв российских советников и закрытие границы турками произошло непосредственно после того, как Израиль ясно заявил, что готов вмешаться в ход гражданской войны, и четко назвал граничные условия для этого.
Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, находящийся с визитом в Бельгии, утром 25 июля в интервью государственной израильской радиостанции «Коль Исраэль» заявил, что передача режимом Башара Асада неконвенционального оружия ливанской «Хизбалле» будет воспринята Израилем как «casus belli», «Израиль никогда не допустит подобного развития событий и готов к решительным действиям».
При этом Либерман отметил, что и в Европе, и в США «осознают опасность передачи сирийского неконвенционального оружия «Хизбалле»».
За день до этого, 24 июля, начальник генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Бени Ганц сказал, выступая на заседании парламентской комиссии по внешним делам и обороне, что нанесение удара по сирийским химическим арсеналам в случае попытки перевозки этих вооружений в Ливан с высокой вероятности повлечет за собой масштабные боевые действия.
В тот же день Президент Израиля Шимон Перес заявил в интервью телеканалу CNN, что «Иран ведет против Израиля активные боевые действия», и что в случае, если возникнет риск, что сирийское химическое оружие будет применено против Израиля или попадет в руки террористов, еврейское государство возьмет арсенал ОМП под свой контроль. На вопрос, как далеко готов зайти Иерусалим, президент ответил: «Пока угроза не будет ликвидирована».
Одновременно с закрытием сирийско-турецкой границы появились сигналы, свидетельствующие, что Израиль восстанавливает отношения с Турцией.
Премьер-министр Биньямин Нетаньягу провел своей в канцелярии встречу с группой турецких журналистов. Это — первая встреча израильского премьера с представителями турецкой прессы с сентября 2011 года, когда турки объявили о полном замораживании отношений с Израилем и приравнивании их к отношениям с Арменией.
«Турция и Израиль – два сильных, стабильных и ключевых государства в нашем нестабильном регионе» — заявил премьер-министр, открывая встречу.
«Мы должны найти способы восстановить бывшие отношения, так как я считаю, что это важно для обоих государств. Это особенно важно сейчас, для сохранения стабильности в это неспокойное время», — добавил он.
В свете драматические события последних дней вырисовывается вероятность того, что по Сирии будет нанесен двойной удар – с двух противоположных направлений. С севера турецкая армия под флагом НАТО, с юга – Армия Обороны Израиля. Третьим аккордом в таком случае будет морской десант американских сил с запада – со стороны Средиземного моря.
Ситуация у нас, впрочем, изменяется со скоростью набегающей в шторм волны, и одному Б-гу известно, когда и с какой силой взорвётся сирийский паровой котел и какие страны заденут разлетающиеся от его во все стороны осколки.
http://www.apn.ru/publications/article26931.htm
28.07.12.