МОСКВА — Десятки тысяч человек вышли в субботу на первую акцию протеста нового политического сезона, стартовавшего процессом над Pussy Riot и изгнанием оппозиционного депутата из Госдумы. Митингующие признали, что добиться уступок от власти им пока не удалось, и настроились на затяжное противостояние.
Недовольные Владимиром Путиным повторили маршрут предыдущей акции 12 июня — по четырем московским бульварам к месту митинга на проспекте Академика Сахарова — требуя, среди прочего, освободить политических заключенных и провести досрочные выборы.
Подавленное и хмурое – тон погоде – настроение марширующие объяснили чувством безысходности: за 10 месяцев уличных протестов – самых масштабных за 13 путинских лет – им не удается докричаться до Кремля, но и молчать нельзя.
«Посмотрите вокруг: люди намного мрачнее стали, чем несколько месяцев назад. Все надежды на компромисс с властью улетучились, и даже как раз наоборот – они просто продолжают закручивать гайки», — сказал Антон Акопов, владелец небольшого бизнеса.
«Не знаю, правда, что мы можем изменить. Боюсь, момент, когда был шанс переломить ситуацию, упущен. Но, тем не менее, я буду стоять до конца», — сказал 23-летний учитель Илья.
Недовольные вышли на улицы Москвы в декабре прошлого года в ответ на сообщения о фальсификациях на думских выборах. За день до возвращения Путина в Кремль в мае очередной марш перерос в столкновения с полицией, в которых стороны обвиняют друг друга, и завершился трехдневной полицейской облавой на людей с белыми лентами – протеста – на московских бульварах и в кафе.
За первые 100 дней третьего президентского срока Путина власти запретили стихийные собрания, ввели уголовную ответственность за клевету, посадили за решетку больше десятка обвиняемых по делу о майском разгоне марша и дали 2 года тюрьмы девушкам из панк-группы Pussy Riot за попытку исполнить в храме молитву об избавлении от Путина.
«Пришла, потому что тоталитаризмом все попахивает. Политические узники – это уже чересчур. Когда человек что-то думает, а ему запрещают, — это перебор», — сказала на субботнем марше 22-летняя Мария Тихомирова.
Она работает секретарем, учится на таможенника и понимает риски открытого противостояния с властью.
«Любая борьба за что-то – это всегда потери, исторически, всегда так было. Кого-то сажали, кого-то отправляли в ссылки, расстреливали. Это было, есть и будет всегда. Хочешь, чтобы что-то получилось, — нужно жертвовать чем-то, идти на какие-то потери».
«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО АКЦИЙ»
Очередной потерей протестного движения накануне стал депутатский мандат одного из его организаторов, Геннадия Гудкова. Партия власти, получившая большинство мест в Госдуме на выборах, которые часть общества сочла нечестными, своими голосами выгнала Гудкова из парламента.
С трибуны митинга в субботу Гудков предложил провести еще несколько маршей в надежде, что Путин все же пойдет на диалог.
«С властью либо находят компромисс, либо власть свергают. Я считаю, что даем некоторое время власти одуматься, но если они будут игнорировать мнение народа, если они будут плевать в лицо собственным гражданам, мы им ответим», — сказал Гудков, которого митингующие встретили ободряющими возгласами вместо привычных криков «Сдай мандат!».
«Еще несколько акций — и они заставят власть пойти на серьезные политические уступки», — убеждал Гудков собравшихся.
Традиционный хедлайнер подобных митингов политик Алексей Навальный вслед за Гудковым настроил публику на марафонскую дистанцию и предложил дополнить масштабные акции ежедневным служением делу «свержения Путина»: помогать кандидатам от оппозиции на региональных и муниципальных выборах 14 октября, спонсировать адвокатов политзаключенных.
«Никто не даст нам избавление, кроме нас самих. Каждый из нас должен что-то делать каждый день», — прокричал Навальный со сцены.
«Нам не хватает личной ярости в этой борьбе. Нужно понимать, что каждый человек с той стороны, если проиграет, потеряет миллион долларов. А мы выходим и бьемся за какие-то абстрактные вещи. Просто какая-то свобода, просто какое-то равноправие, просто какое-то человеческое достоинство. Мы должны относиться к этому как к абсолютно конкретной вещи, без которой мы не можем жить», — сказал он.
Навальный находится под подпиской о невыезде по уголовному делу, которое следователи достали из-под сукна с возвращением Путина в Кремль. Сделавший имя на расследованиях сомнительных госзакупок, Навальный обвиняет партию власти и Кремль в тотальной коррупции в России. Путин, со своей стороны, уверяет, что в коррупции в равной степени виноваты граждане и бизнесмены, подкупающие чиновников, и планирует со временем решить проблему, усугубившуюся за годы его пребывания у власти.
Как и оппозиция, Путин, которому осталось меньше месяца до пенсионного возраста – 60 лет, готов соревноваться на длинной дистанции: его третий президентский срок заканчивается в 2018 году, и он может пойти на четвертый — до 2024 года.
«Не думаю, что Путин такой уж злодей», — поделился мнением о природе конфликта между недовольными горожанами и властью 28-летний научный сотрудник Лев, пришедший в субботу на митинг.
«Вероятно, он делает, в своем понимании, что может, но его понимание не вполне совпадает с пониманием людей, которые здесь собрались».
На московскую акцию, по оценкам корреспондентов Рейтер, вышло около 40 тысяч человек. Полиция оценила численность в полтора десятка тысяч, организаторы насчитали почти в 10 раз больше.
Акция в очередной раз задумывалась как общероссийский «Марш миллионов». В Петербурге на два митинга вышли около 2 тысяч, в других городах — от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Источник: («Reuters«, Великобритания)
16.09.12.