6 мая 2011 года, на очередной партийной конференции партии «Единая Россия» в Волгограде (на этот раз – формально посвященной развитию Юга России), Владимир Путин дал старт думской кампании своей партии, и, в значительной степени, своей президентской кампании 2012 года. Его политическая стратегия все больше проясняется. Ключевой идеей для думской кампании «ЕР» стала идея создания «народного фронта». Самой партии «медведей» отводится в будущем «фронте» сугубо служебная (впрочем, как обычно) роль. «Широкий народный фронт», предложенный премьером, видится им как коалиция из «ЕР» и множества внепартийных общественных организаций и инициатив, и даже отдельных граждан, готовых сплотиться лично вокруг В.Путина. Последнее обстоятельство особенно подчеркнул пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «это надпартийная (структура), это не на базе партии, это, скорее, вокруг Путина – автора этой идеи».
«Единороссы», задорно вскакивавшие и устраивавшие бурные овации премьеру едва ли не по поводу каждой его фразы, не могут не понимать, что их будущее место в строительстве путинского «народного фронта» – место официантов, а не распорядителей банкета.
Путин решает не задачи партии, а сугубо личные задачи, и его однопартийцам будет отведено ровно то место, которое он им отведет – далеко не самое престижное.
Зачем вдруг Путину, за полгода до думских выборов, понадобился экзотический в российских широтах «народный фронт»?
Прежде всего, чтобы постараться остановить быстрое падение доверия к правящему тандему и «партии власти». Опросы общественного мнения и итоги (реальные, а не фальсифицированные) региональных выборов говорят о катастрофически быстрой потере правящим режимом поддержки со стороны общества. Особенно тяжелая ситуация – в крупных городах, где у «ЕР» практически уже нет шансов на реальную победу.
Путин пытается вдохнуть новую жизнь в политические структуры своей поддержки, вводя туда большую когорту новых людей, не ассоциированных с непопулярной партией коррумпированной бюрократии, с какой-никакой репутацией, «народных любимцев».
Следует ожидать появления в предвыборных списках «ЕР» очередного и более многочисленного, чем прежде, поколения хоккеистов, футболистов, фигуристов, кич — фольклорных певцов и певиц (типа восхвалявшей Путина на форуме в Волгограде Н.Бабкиной), эстрадных звезд, киноактеров и прикормленных властью общественников. Ставка будет сделана на конвертацию их популярности в популярность предвыборного списка Путина.
Но отчего Путина так заботит будущий результат «ЕР» на думских выборах? Меньше всего это говорит о заботе о партии, в которую он даже не вступил (будучи при этом ее лидером). Скорее, от будущего результата «медведей» зависят его политические позиции на предстоящих президентских выборах. Глава предвыборного штаба «ЕР» Сергей Неверов уже выразил надежду и даже уверенность в том, что именно Путин возглавит предвыборный список партии (а теперь – нового «народного фронта»). Но, в этом случае, Путину жизненно важен будет результат «ЕР» / «народного фронта» на уровне 60-65% – с тем, чтобы объявить о полученном от народа мандате доверия и стать единственным от правящих элит кандидатом на главное место в Кремле на следующие 6-12 лет.
В эту же логику вписывается и атака на прокремлевскую партию «Справедливая Россия», которая, вместо того, чтобы, как планировалось, отбирать голоса у коммунистов и ЛДПР, стала в последнее время отбирать голоса у самой партии Путина – да еще накануне жизненно важного для его самосохранения у власти избирательного цикла! Сначала потерял должность лидера партии Сергей Миронов, теперь он рискует потерять и пост спикера Совета Федерации. Более того, если Путин сочтет, что и в таком, полузадушенном состоянии «эсеры» смогут отнять у «ЕР» хотя бы 7-8%, то, несмотря на абсолютную лояльность партии и самого Миронова премьеру, «СР» может исчезнуть с политической арены так же стремительно, как некогда исчезла «Родина» Дмитрия Рогозина.
Очень сомнительно, что предпринимаемые сегодня маневры действительно помогут Путину и созданному им авторитарному режиму монополии на власть, коррупции и произвола. Большинство приличных известных людей попросту откажутся войти в списки «народного фронта» господина Путина, опасаясь безнадежно испортить свою репутацию. А те, кто согласятся вступить, вряд ли такой репутацией располагают: тем самым, они ничего не добавят «партии воров и жуликов» – скорее – укрепят одиозную репутацию «партии власти».
Господам Путину, Суркову и Ко придется пойти на самые масштабные фальсификации в современной российской истории, чтобы объявить чаемые ими результаты «выборов» (по оценкам специалистов – например, С.Шпилькина – вбросы и приписки на думских выборах 2007 года составили 14 млн. голосов – в этом году понадобится вбрасывать и приписывать еще больше). Общество, как бы ни работала машина пропаганды, будет об этом знать, и не сочтет выборы и избранные органы легитимными. Системный кризис власти, который уже стал фактом, будет развиваться. Не сработает и красивая формула «народного фронта» со ссылками на европейский опыт – ведь его циничная фальшь – очевидна.
В послевоенной Европе и в странах Восточной Европы после падения коммунизма широкие Народные фронты создавались, прежде всего, для укрепления демократии и преодоления наследия нацизма, фашизма и коммунизма, наследия диктатур. Путин же решил назвать «народным фронтом» политическую машину по удержанию личной власти и власти бесстыже грабящих собственной народ бюрократии и монополистического капитала, машину по фальсификации итогов народного волеизъявления, по поддержанию состояния всеобщего бесправия граждан, по подавлению свободы и гражданского общества.
Какой уж тут «народный фронт»!
Ухмылки истории бывают отвратительны.
Владимир Рыжков,
политик, Среда,
11.05.2011