Главная » Все Новости » События » Берлускони в день памяти жертв Холокоста

Берлускони в день памяти жертв Холокоста

Милан. Он прибыл без приглашения на открытие первого музея Холокоста в Милане, и тотчас же обстановка стала напряженной. Поговорив о  «равнодушии», способствовавшем Холокосту, Сильвио Берлускони в то утро сказал то, что ни в коем случае не стоило говорить в день памяти евреев, уничтоженных нацистами: «Муссолини сделал много хорошего, но на нем лежит вина за расистские законы».

Он говорил так, будто речь шла об обычной ошибке, а не о шести миллионах евреев, депортированных и уничтоженных по всей Европе. Как потом сообщили деятели миланской еврейской общины, погибло 600 человек из Милана. Но Берлускони не отступил от своих слов, объясняя, что все произошло из-за несчастного союза с Гитлером. Он заявил: «Нельзя возлагать на Италию ту же ответственность, что и на Германию. Было попустительство, в начале не до конца осознанное. Италия предпочла союз, а не противостояние с гитлеровской Германией, а внутри этого союза велась борьба против евреев».

Уточнение Берлускони

Прошло несколько часов после заявления Берлускони, которое обсуждалось на многочисленных сайтах во всем мире, и Кавалер решил прибегнуть к уточнению. Во второй половине дня Берлускони заявил: «Не должно быть никакой двусмысленности в негативной оценке фашистской диктатуры, я это подтверждаю. Я думал, что моя позиция достаточно хорошо известна из всей моей предыдущей и настоящей политической деятельности. Мой исторический анализ  всегда основывался на осуждении диктатур. Поэтому я огорчен, что не вполне ясно заявил об этом моем фундаментальном убеждении в ответах на многочисленные вопросы журналистов, которые осадили меня у входа в музей Холокоста».

«Хочу указать на мою роль давнего друга Израиля, единственной ближневосточной страны, живущей по принципам свободы и демократии. Ничто не может поколебать это мое глубокое  убеждение, не раз проявлявшееся в ходе десятилетий, — продолжил Берлускони. — Мне очень жаль, что кое-кто из левых политиков попытался спекулировать на моих заявлениях с очевидной целью дискредитировать предвыборную кампанию».

Воспоминания Лилианы Сегре

Если бы Кавалер сначала выслушал свидетельство восьмидесятидвухлетней Лилианы Сегре, в 13 лет депортированной вместе с отцом в Аушвиц, то он прикусил бы язык и поостерегся  говорить о «неосознанности» и о «равнодушии» тех, кто не только подписывал, но и активно  проводил в жизнь расистские законы в Италии. А какая борьба велась против стариков, женщин, мужчин и детей, «единственной виной которых было их рождение», только синьору из Аркоре известно.

«Самыми худшими, самыми рьяными на платформе номер 21 были именно итальянцы, именно республиканцы, которые стремились угодить своим друзьям-нацистам… Были такие, кто готов был тебя продать за пять тысяч лир…» — говорила синьора Сегре.

Может быть, Берлускони стоило внимательно послушать и речь премьер-министра Марио Монти, присутствовавшего вместе с другими политиками на открытии музея, расположенного около центрального вокзала и платформы номер 21, с которой отправлялись составы в Аушвиц и в другие концентрационные лагеря: «Италия несет ответственность за Холокост, но в нашей Конституции есть четкие законы, направленные против возможности возрождения фашистской партии, и это гарантирует, что Италия всегда будет в первых рядах борцов против ненависти и расизма».

Реакция политиков

Разумеется, слова Берлускони, опротестованные уже при выходе из музея многочисленными представителями еврейской общины, вызвали бурю в политическом мире. «Берлускони не знает стыда, он упустил возможность промолчать, — возмущается лидер партии «Италия ценностей» Антонио Ди Пьетро. — Его утверждение, сделанное в день памяти жертв Холокоста, о том, что Муссолини сделал много хорошего, но на нем лежит вина за расистские законы, представляет собой оскорбление памяти погибших». Лидер партии «Союз христианских демократов» Пьер Фердинандо Казини заявил: «Я не согласен с точкой зрения Берлускони о положительной роли Муссолини за исключением расистских законов. Фашизм несет ответственность и за многое другое. Конечно, в деятельности любого режима можно найти 10 хороших дел на фоне 100 плохих, но это не меняет дела».

Глава парламентской группы Демократической партии в сенате Анна Финоккьяро заявила, что слова Берлускони представляют собой неслыханное оскорбление: «На Муссолини лежит вина не только за жестокие расистские законы, но за многое другое, начиная с удушения демократии в нашей стране и союза с нацистами. Мне хочется напомнить Кавалеру, что наша республика является антифашистской, и фашизм у нас находится вне закона». Лидер партии «Лига Севера» Роберто Марони, присутствовавший на открытии музея, уклонился от комментариев по поводу высказываний Берлускони.

Председатель Союза еврейских общин Италии Ренцо Гаттенья в резкой форме осудил высказывания Берлускони : «Его комментарии  — не просто поверхностные и неправильные. Они призваны создать впечатление, что Италия решила преследовать и уничтожать своих евреев, якобы пытаясь умилостивить мощного союзника. Такие заявления не имеют под собой ни морального оправдания, ни исторической основы. Расистские законы и гонения на евреев были введены в Италии задолго до Второй мировой войны и проводились совершенно самостоятельно. Ответственность за них несет фашистский режим,  добровольно и сознательно ставший союзником нацистской Германии, что в конце концов привело Италию к катастрофе. Эти действия вписывались в общую картину подавления и разрушения любых проявлений свободы и человеческого достоинства».

Источник: La Stampa«, Италия)

28.01.13.