Можно ли уважать государство, которое довело страну до ручки
В минувший вторник Владимир Путин в очередной раз заговорил о патриотизме, который надо воспитывать со школьной скамьи. Речь об этом зашла на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое глава государства провел в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.
Идея воспитывать патриотов с детства – бесспорно правильная. Но сегодня, увы, заведомо обреченная на провал – во многом из-за самого Путина. Ведь что такое патриотизм? Это любовь к Родине. Но еще хочется уважать государство, в котором живешь. Есть несколько базовых принципов, на которых это уважение строится — социальная справедливость, честность, способность власти защищать своих граждан. Когда это есть, возникает гордость за страну, и патриотизм, свойственный каждому нормальному человеку, получает дополнительную подпитку. В Российской Федерации, где власть постоянно врет, где закон действует по принципу «свой-чужой», где воруют деньги миллиардами, говорить об этой подпитке не приходится.
– В Конституции сказано, что наше государство является социальным и демократическим, – говорит зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы, коммунист Вадим Соловьев.– Но о какой социальной справедливости может идти речь, если у нас 80% населения живет в нищете, а 1% владеет 90% национальных богатств? Причем, имущественное расслоение только прогрессирует. На днях отечественный журнал для топ-менеджеров CEO опубликовал ежегодный рейтинг российских долларовых миллиардеров. В 2013-м году журнал насчитал на 11 миллиардеров больше, чем в прошлом: 131 против 120. Их совокупное состояние превысило 450 млрд долларов – это больше годового дохода РФ.
Мы знаем, как этим миллиардерам досталась богатство – в нарушение закона о приватизации, в обход элементарных положений Конституции им была роздана госсобственность на фиктивных аукционах. Можно сказать, узкая прослойка элиты обогатилась в одночасье. Уже одно это отторгает от элиты и государства русского человека, исторически воспитанного на принципах справедливости.
Из-за того, что в руках государства осталась только часть прежнего богатства, оно больше неспособно обеспечить ни бесплатную медицину, ни бесплатное образование, ни строительство бесплатного жилья. Все эти расходы Кремль пытается снять с плеч бюджета и перевалить на плечи самих граждан – и это только подливает масла в огонь.
Общим местом стало нарушение в России политических прав граждан – на демонстрации, на проведение справедливых выборов и референдумов, на получение достоверной информации о деятельности государственных органов. Власть неподотчетна обществу – отсюда бешеная коррупция, двойные и тройные стандарты, когда депутаты от партии власти учат родину любить, а сами обзаводятся недвижимостью за рубежом.
В результате человек воспринимает власть как чуждый элемент, от которого следует ждать одних неприятностей – новых налогов, повышения тарифов, роста платы за социалку. Граждане пытаются на нечестность государства отвечать – уклоняются от обязательств, которые им пытаются вменить, начиная с неуплаты налогов и заканчивая уклонением от воинской службы. Этот протест носит пока молчаливый характер, но вечно так продолжаться не будет. Рано или поздно народное недовольство выплеснется наружу, и мало тогда никому из представителей нынешней элиты не покажется.
Захар Прилепин, писатель:
— Проблема даже не в том, что в России власть отделена от народа, а закон отделен от власти.
Самая большая проблема в том, что люди, дабы не сойти с ума, непрестанно пытаются найти хоть какие-то оправдания всему этому тотальному абсурду.
Статистика есть, сколько денег уходит за границу? Есть. Миллиарды долларов. Мы догадываемся, кто это делает? Догадываемся.
Дома любых мало-мальских чиновников мы видели? Видели. Догадываемся, сколько они стоят? Да. Знаем, откуда они взяли эти деньги? Знаем. Ответ очевидный: своровали. Что со всем этим делать? Понятно что: гнать их всех поганой метлой. Потому что они ненасытны и вредны. Гнать!
Но мало кто этой логичной тропкой хочет идти до конца. Чаще всего дойдут до середины, а потом – раз и назад: а зачем что-то менять, новые будут столько же воровать.
Кто это сказал, что столько же? Откуда сведения? Ниоткуда.
Или еще более глупый вариант ответа: Путин борется с коррупцией, вы разве не видите? Мы – нет, не видим. А вы видите? Как он может бороться с коррупцией, возглавляя саму коррупционную систему, крышующую многомиллиардный отток капитала из страны и тысячи тысяч незаконных сделок? С кем он борется, если его подчиненные, как мы догадываемся, подают липовые декларации о доходах, и никто из них никогда не объяснит, на какие деньги они построили себе свои крепости и дворцы?
Просто же всё!
Теперь вот эти люди собираются учить нас патриотизму. Пусть они еще введут, к примеру, уроки аскетизма и благонравия. Нынешняя власть и патриотизм — это тотальный диссонанс. У власти нет исторического мышления, представители ее — люди безвременья, в основной своей массе мелкие, суетливые, наглые и ужасно жадные.
Их «патриотизм» означает лишь одно: все, кто не любят нас (власть) — враги России и хотят ее разрушения. Те, кто нас (власть) любит — настоящие патриоты.
Всё это неинтересно и пошло. Мертвые люди, и патриотизм их мертвый. Живые сторонятся и стыдятся этого.
А как обстоят дела со способностью власти защитить своих граждан?
«Уровень преступности в России выше, чем был в СССР», – напоминает один из разработчиков судебной реформы в постсоветской России Сергей Пашин.
– Если сравнивать с советским периодом, число особо тяжких преступлений выросло, – говорит Пашин. – По уровню убийств на 100 тысяч населения Россия (10,2 в 2012 году) стоит в одном ряду с Мьянмой (10,2), Коста-Рикой (10) и Того (10,9). Гораздо больше, чем в СССР, стало преступлений, связанных с наркотиками и оружием. В целом, это совершенно другая ситуация с преступностью, чем была в советское время…
Еще хуже с армией.
«Случись завтра война, страна к ней не готова», – убежден генерал-полковник Леонид Ивашов – бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, ныне президент Академии геополитических проблем.
– Действия власти подорвали всю систему оборону страны, – говорит Ивашов. – Что это за оборона, если один человек со взводом девок разгромил целые Вооруженные Силы? А Грузия чуть не разгромила Северо-Кавказский военный округ?!
Сломан хребет армии – офицерский корпус, из него вытравили дух служения Отечеству. Сегодня офицер идет в войска просто работать – решать свои материальные и жизненные проблемы, не более того. Подорвана и система восполнения офицерских кадров. У нас разрушены система военного образования, профессорско-преподавательская школа – сегодня курсантов учат те, кого самих нужно учить, но некому.
Как результат – современная российская армия небоеспособна. Моделирование даже локальных конфликтов (мировая война – уже не для нас) показывает, что на востоке мы однозначно проиграем Японии. Группировка сил самообороны Японии значительно превосходит нашу Дальневосточно-Тихоокеанскую группировку, если исключить ядерное оружие. Турция превосходит группировку наших сил на южном стратегическом направлении. Я уже не говорю о западном.
Это значит, мы проиграем в любом конфликте. При таком раскладе, в случае агрессии, задача первого эшелона – российской действующей армии – выиграть время и создать условия для развертывания второго эшелона, мобилизационного ресурса. Но у нас разворачивать нечего, поскольку мобилизационного ресурса нет. Большой вопрос, что станут делать молодые люди, если получат в такой ситуации повестку из военкомата – пойдут ли защищать Отечество или станут уклонистами. В итоге Россию станут защищать разрозненные партизанские отряды…
Закономерное следствие такого положения дел – растущее недоверие граждан к ключевым государственным институтам. По данным «Левада-Центра», полное недоверие полиции высказывают 29% респондентов, судам – 22%. Причем в серой зоне частичного недоверия и настороженного отношения находится еще больше: по судам – 43% респондентов, по полиции – 40%. Не доверяют россияне и партиям, местной власти, профсоюзам, гражданским организациям. Другими словами, тем институциональным структурам, которые представляют и защищают интересы граждан.
Можно ли после этого уважать государство? Вряд ли. А быть патриотом? Конечно. Но только вопреки тому, что делает господин Путин и его окружение.
– Власть сегодня не заинтересована в сколько-нибудь настоящем, массовом патриотизме населения, – говорит лидер Национально-демократической партии Константин Крылов. – Массовый патриотические настроении лишь усилят настроения протестные. Такое в России уже бывало – достаточно вспомнить, что с патриотизма начинали декабристы. Поэтому сегодня для Кремля патриотизм опасен как никогда. Человек, любящий свою Родину, начинает ненавидеть существующую власть автоматически…
Источник: svpressa.ru
20.02.13.