Властям действительно надо наводить порядок в Замоскворечье
Новость о том, что в халяльном кафе в центре Москвы некие сотрудники каких-то правоохранительных органов жестким образом “зачистили” посетителей, основную часть которых составляли мусульмане, не осталась незамеченной в соответствующих инстанциях. Предлагаем нашим читателям продолжение этой скандальной истории…
Версия МВД
Пресс-служба ГУМВД России по Центральному федеральному округу сообщила, что в кафе “Диана”, которое находится на улице Большая Татарская, проводилась спецоперация, в ходе которой были «задержаны подозреваемые в серии ограблений глухонемых людей в столице».
“У оперативников ГУМВД по ЦФО была информация об избиении глухонемых людей в Москве, по данному факту было возбуждено уголовное дело. Была выявлена группа, в нее входили граждане Северного Кавказа”, – цитируют “Вести” сотрудника пресс-службы. ”Когда оперативники приехали к месту, где собирались злоумышленники, они увидели, что у нескольких человек были при себе пистолеты, а в кафе на тот момент находился один из подозреваемых”.
По его словам, именно поэтому было принято решение, чтобы избежать перестрелки, “жестко заходить в кафе, класть находившихся там на пол, так как в любой момент они могли начать пальбу”.
“Тут подъехали остальные злоумышленники, их задержали. Фактически, оперативники не дали двум группировкам соединиться, у прибывших тоже нашли пистолет и два ножа”, – добавил сотрудник пресс-службы.
Не осталась в стороне “Комсомольская правда”, которая опубликовала материал под названием ”Избиение прихожан мечети “оказалось спецоперацией по поимке бандитов“.
Накануне для уточнения обстоятельств происшествия корреспондент “Кавказской политики” побывал в этом, теперь уже печально известном кафе “Диана”.
Версия очевидцев: “лицом в пол”
В самом заведении около 16 часов было полно народа и ничего особенного ни в их поведении, ни в поведении персонала, равно как и следов произошедшего инцидента не было.
Первыми откликнулись на просьбу рассказать о случившемся сотрудники кафе. Правда, они были немногословными. Может быть, из-за занятости, может быть, ввиду опасения за последствия. Так или иначе, по их словам, визит людей в масках привел их в шоковое состояние.
Администратор заведения – молодая девушка (назовем ее Мария) поведала, что первой мыслью, когда ворвались вооруженные люди в масках, было, что это, наверное, ограбление… Но некоторое время спустя стало ясно, что пришла полиция.
Всех посетителей кафе мгновенно уложили лицом в пол. Работникам кафе приказали проследовать на кухню и “не высовываться”. “Непонятливому”, любопытному повару (он совсем недавно устроился на эту работу) все же досталось от незваных гостей.
Кухню шторами отделили от зала. Никаких паспортов и медкнижек у сотрудников заведения никто не спрашивал. Не интересовали полицейских и документы самого кафе. Своих удостоверений личности полицейские тоже не сочли нужным предъявить.
Основное действие разворачивалось в зале, среди клиентов, очутившихся в неудачное время, в неудачном месте.
Нам удалось побеседовать с очевидцами происшествия, если можно так назвать тех, кого силой заставляли смотреть в пол.
Идрис и Расих — два товарища, являются прихожанами находящейся поблизости (буквально через дорогу) Исторической мечети. Идрис — чеченец, Расих — татарин. Обоим им под 50 лет. Оба занимаются бизнесом, никаких проблем с российским законом у них нет. В кафе «Диана» периодически приходят поесть.
“Было где-то около шести вечера, – говорит Идрис. – В кафе было человек 30. Мы спокойно ужинали. Вообще, если представляется возможность, мы всегда заходим в кафе перед намазом… Кстати, в кафе заходят пообедать люди вне зависимости от национальности и вероисповедания. Но в тот вечер были преимущественно мусульмане… И вдруг резко отворяется дверь, забегают “маски-шоу”, кричат “полиция, всем лечь лицом в пол”.
“Никто не кричал “полиция”, – поправляет его Расих. – Просто “мордой” в пол заставили лечь и все. Было полное ощущение, что бандиты ворвались. А представьте себе, если бы здесь находились сотрудники других силовых ведомств или неуравновешенный тип с оружием, тотчас бы перестрелка завязалась. Причем всех кто пререкался — прессовали. Пинали, прикладами били, оружием угрожали, материли, т. е. оскорбляли по полной”.
“Ладно тебе”, – сглаживает слова товарища Идрис. – Работа у них такая. Видать, были основания. Кого-то искали. Другое дело, что так жестко все сделали. Ну так они всех, кто ни при чем отпустили. Даже пистолеты вернули”.
— “Какие пистолеты?”.
— “Травматические у нескольких посетителей были. У всех у них документы в норме. Вот и отдали”.
— “Правда, я сомневаюсь, что полиция действовала бы столь же жестко, если бы дело было в каком-нибудь “крутом” ресторане или в кафе, к примеру, рядом с синагогой”, – отметил Идрис.
По словам очевидцев, после того, как всех посетителей без разбора уложили на пол (а среди них были и достаточно пожилые люди, лет 60), всем велели опустошить карманы. Того, кто был недостаточно ретив, охаживали сапогами по ребрам. Хотя бы по одному удару получил каждый посетитель кафе.
Из уст служителей правопорядка раздавалась отборная матерная ругань. Одного молодого парня, вероятно, дагестанца избили по “полной программе” только за то, что тот громко (но без оскорблений) попросил назвать основания, из-за которых полицейские так бесцеремонно обращаются с людьми.
После “укладки”, как сообщают наши собеседники, каждого по очереди стали поднимать и фиксировать на видео. В тот момент рядом с оперативниками находилась молодая женщина, по-видимому, глухонемая, которая жестами показывала: “не тот”. Возможно, таким образом проводилось какое-то опознание или поиски “нужного” правоохранителям человека. Освободили Идриса и Расиха сразу, как нашли искомого человека.
“Чурки” – самое мягкое выражение
Похожую версию событий изложил и другой очевидец, сам позвонивший в нашу редакцию, 25-летний уроженец Дагестана Тимур. Он впервые решил по совету прихожан мечети посетить халяльное кафе по соседству. И вот, что называется, поужинал.
“Я только вошел, приблизился к стойке, в это время мне кто-то позвонил, в руках был телефон. Вдруг с криками и угрозами ворвались неизвестные в масках и с оружием. Они кричали, щелкали затворами. Любые попытки объясниться встречали ругательствами, самыми мягкими из которых были “чурки” и “педерасты” в сочетании с определением “мусульманские”.
За движения, расцененные силовиками, как неподчинение, били прикладами. Более того, по лежащим на полу людям буквально ходили сапогами. Мне тоже нос немного расплющили”, – рассказывает Тимур. – “На холодном полу без движения (за попыткой пошевелиться следовал удар) нас продержали, наверное, с полчаса. Затем стали по одному подымать, снимать на видео. Спрашивали у каждого его национальность. В это время какие-то девушки жестами что-то показывали”.
По утверждению пострадавшего от действий силовиков дагестанца, в результате избиения у него поврежден нос и имеются другие травмы. Когда его обыскивали, то никакого холодного или иного оружия не нашли. “Эти в масках у меня спросили: “А что? Аварцы без оружия что ли ходят?”, – отметил он.
Тимура и его друга отвезли в ОВД “Замоскворечье”. Там под протокол с них взяли отпечатки пальцев. Однако копию протокола им не вручили. В отделе хамства не было. Сотрудники, которые, естественно, были без масок, вели себя корректно, “по-братски”. Своей фамилии, тем не менее, никто из них не называл.
В ответ на вопрос: “по какому поводу вся эта спецоперция”, следователь по имени Сергей сообщил, что разыскивается “шайка квартирных воров”.
Самое интересное, как отмечают свидетели инцидента, “нужного” человека полицейские обнаружили чуть позже, но не в кафе, а возле него. Та же девушка-”опознаватель” бурными жестами и криками, на которые способны глухонемые, привлекла внимание полицейских.
Большая часть сотрудников выбежала из кафе и через несколько минут вернулась, ведя двух скрученных полицейскими молодых людей. Их также уложили лицом в пол в углу банкетного зала. По мнению очевидцев, по крайней мере один из них был глухонемой.
У глухонемых свой мир
Как удалось выяснить редакции “Кавполита”, речь идет о 22-летнем Залиме Гаеве. Он уроженец Нальчика, но уже 12 лет с семьей живет в Москве. Вся его семья – мама, сестра и жена – также глухонемые. Как сказал нам дядя Залима — Салих, в Нальчике давно уже нет специализированной школы для глухонемых. Из-за этого семья Залима переехала сначала в Пятигорск, а после того, как и там была закрыта школа для глухонемых, уехала в Подмосковье, где он и получил среднее образование.
Проблема источников для существования среди глухонемых стоит весьма остро. Пенсий на жизнь не хватает. На предприятиях, например, в крупных супермаркетах, существует резерв вакансий для инвалидов, но конкуренция там большая.
Чаще всего глухонемые вынуждены мастерить и продавать, или просто перепродавать сувениры и иные поделки. Как говорит Салих: “У глухонемых свой мир, я сам хоть и знаю немного их язык жестов, не до конца могу разобраться в перипетиях их отношений. Однако, я в курсе, что осенью прошлого года, на Залима “наезжали” его же “товарищи по несчастью”. За то, что тот торговал без их, если можно так сказать, “лицензии”.
Данное обстоятельство подтверждает и Муса Гасанов, помощник депутата Госдумы РФ Сергея Решульского. “Несколько месяцев назад Залим, которого я знаю, как порядочного человека, обратился ко мне за помощью. По его информации, у него вымогали деньги некие люди из числа глухонемых”, – указал Гасанов. Однако ему не удалось выяснить в полной мере, что же там на самом деле происходило.
В наcтоящее время Гаев задержан, но очно выяснить, в чем он подозревается невозможно. Муса Гасанов помог нанять защитника для задержанного, но пока адвоката и сурдопереводчика к подозреваемому не допустили. Более того, из ОВД “Замоскворечье” взашей вытолкали глухонемых родственников Гаева – мать и сестру.
Наши попытки получить комментарий у дежурного этого ОВД не увенчались успехом. Журналистов отослали в пресс-службу МВД.
Кому-то нужно чтобы нас не было?
Помимо прочих, в истории со спецоперацией в кафе “Диана” существует еще одно заинтересованное лицо. Его владелец — гражданин России, чеченец Харун Солхаев.
По его мнению, события в его заведении напоминают то, что произошло пару месяцев назад в халяльном ресторане “Шейх палас” и в кафе рядом с метро “Студенческая”, куда сотруднки врывались с собаками. У владельца кафе создалось впечатление, что все делается для того, чтобы осложнить жизнь тем, кто занимается халяльным общепитом.
“Я, когда только открывал кафе, понимал, что ко мне придут, воспользовавшись тем или иным поводом”, – заявил Харун в беседе с “Кавполитом”. – “Да, в моем заведении собирались мусульмане, в том числе бородатые, мигранты, кто угодно. Но ведь преступников, которых ловила полиция, в итоге взяли за пределами нашего помещения. Так зачем надо было проводить такую шумную акцию именно в стенах моего кафе? Отчего нельзя было сработать профессионально, не тревожа непричастных к возможному преступлению людей?”.
В кафе находятся несколько видеокамер. Но весь центральный блок с записями сотрудники забрали с собой. Правоохранительные органы при проведении операцию в месте скопления мусульман следовали какой-то своей не совсем понятной логике. “Может быть, кому-то хочется, чтобы моего заведения не было?”, – недоумевает владелец кафе.
Его удручает то, что ни до, ни после к нему ни с разъяснением, ни тем более с извинениями не обратились представители власти. А ведь он работает абсолютно легально. И еще Харуна Солхаева печалит позиция, занятая служителями Исторической мечети, которые не проявили никакого участия в проблеме своих прихожан, хотя, скорее всего, они были осведомлены об инциденте. Собеседник поделился, что звонил одному из имамов мечети, расположенной через дорогу и просил разобраться в сложившейся ситуации. Но тот ответил, что “он в 700-ах километрах от Москвы”, хотя в администрации мечети всегда бывают другие имамы.
В завершение отметим, что после общения с людьми, пострадавшими в инциденте, действительно, возникает вопрос: не пора ли властям навести порядок? Но не путем спецопераций, а соблюдая юридическую чистоту и элементарный такт в отношении собственных граждан, вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности.
Источник: kavpolit.com
30.03.13.