Итальянцы, признаемся самим себе: если судить по ВВП, то мы отнюдь не пребываем в раю земном. Но если бы можно было судить по такому показателю как Bim (среднее личное благосостояние), то мы могли бы смотреть на мир свысока. Мы являемся несознательными, расхлябанными, неопрятными и ненадежными хранителями бесценного наследия: красоты. Несмотря на то, что десятилетиями мы ее оскверняем, обесцениваем и унижаем, ей пока как-то удается выжить. Я говорю о красоте природы, искусства, моды, кухни.
Не случайно то, что великие мира сего стараются посетить в праздничные дни эту странную Италию, после того как по рабочим дням на саммитах они третируют ее так, как будто она представляет собой грязный квартал планеты Земля, полный лжи, интриг и обмана. Тем не менее, все к нам едут, хотя и не являются профессиональными мазохистами. Приезжает Меркель, чтобы подышать горным воздухом Альто-Адидже или воспользоваться грязями на Искье (ей докучают только папарацци), приезжает Кэмерон, которого видели за столиком в баре в старинным местечке, приезжают шейхи, магнаты и режиссеры, актеры и спортсмены. Даже в низкий сезон великого кризиса отмечается нашествие ставших недавно богатыми людей: китайцев, русских и шейхов.
Несколько дней тому назад Corriere Fiorentino опубликовала известие о том, что Владимир Путин, уже не раз посещавший нашу страну по приглашению своего друга и чичероне Сильвио Берлускони, якобы намерен купить дом в Арджентарио. В Вербное воскресенье свита в темных очках подыскала ему именитого шеф-повара в ресторане Порто-Эрколе. Визит проходил под непроницаемым покровом секретности, но, похоже, что властитель России действительно намерен подыскать себе домик в Тоскане.
В атмосфере Гроссето ощущается определенное волнение. Прибытие такого важного и довольно беспокойного даже с точки зрения обеспечения безопасности жителя неизбежно нарушит почти аскетическую атмосферу неистребимого снобизма шикарной провинции Рима, создававшуюся на протяжении веков, наполненную запахами конюшни и поркетты. Здесь же рождались глубокие теории и велись философские споры.
С приездом Путина Маремма станет другой. Исчезнет магическое очарование «республики» Капальбио. При новом жителе будут включены такие прожекторы, что не останется и тени.
Приедет или не приедет Путин, в любом случае, Италия все больше становится Риччоне мира. Батальоны властей имущих и богатых приезжают и покупают жилье. Сначала они освоили Амальфитанское побережье, потом Тоскану, потом Изумрудный берег, в последнее время их взоры обращены на Саленто.
Сначала приезжает один, ему нравится, за ним следуют другие. Эта страна Пульчинеллы, о которой пишут в авторитетных изданиях только в связи с пиццей и П38, мафией и спредом, все еще нравится до умопомрачения. Нам, аборигенам это может доставлять удовольствие, но неизбежно возникает и некоторый страх: Италия нравится настолько, что ее могут купить целиком и полностью.