Никарагуанский президент Даниэль Ортега пожимает руку Обаме. Это было протокольное приветствие, полное символизма: бывши повстанец-сандинист был одним из главных врагов США в 80-е годы и продолжает оставаться жестким критиком «американского империализма». После приветствия Ортега, окруженный своими коллегами в ходе встречи на высшем Центральноамериканской системы интеграции (SICA), состоявшейся в начале мая в Сан-Хосе (Коста-Рика) заявил Обаме без обиняков: «Господин президент, вместе с китайской компанией мы строим канал через Никарагуа, и конечно, заинтересованы, чтобы американские инвесторы приняли участие в этом проекте».
Ортега, которого, согласно последним опросам, поддерживают 70% населения страны, возродил давнюю никарагуанскую мечту о строительстве канала, который соединит Тихий океан с Карибским морем и тем самым поможет стране покончить с бедностью. Идея строительства канала так глубоко засела в сознании никарагуанцев, что одно лишь упоминание ее президентом вызывает взрыв эмоций в стране, где 47% населения живет в условиях бедности. И тем более, если президент напрямую сообщает самому могущественному человеку в мире о своих планах.
Правительство Никарагуа сообщило, что разработало напрямую с «одной компанией Китайской Народной Республики» проект строительства канала, чья стоимость, по словам Ортеги, может превысить 40 миллиардов долларов. Никарагуа уже открыла представительство по вопросам строительства канала в Гонконге, хотя официально еще не объявлено название китайской компании, которая могла бы быть заинтересована участвовать в столь масштабном проекте.
Речь может идти о телекоммуникационной компании Xinwei, которой агентство по телекоммуникациям Никарагуа Telcor в прошлом году выдало лицензию для работы оператором на рынке коммуникационных услуг страны.
В прошлом году частно-государственная компания ProNicaragua, занимающаяся продвижением инвестиций, в которой работает советником сын президента Лауреано Ортега (Laureano Ortega), сообщила о подписании «меморандума о взаимопонимании» с недавно созданной компанией HK Nicaragua Canal Development Investment Co. Ltd. Ее штаб-квартира находится в Гонконге, а президентом является Wang Ji, также возглавляющий Xinwei Telecom Enterprise Group.
Никарагуанское правительство заключило с голландским консорциумом, в который входят компании Royal HaskoningDHV и Ecorys, договор о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства канала. ТЭО, стоимость которого достигала 720.000 долларов, должно было быть представлено в начале текущего года, однако правительство еще не сообщило о своих выводах. Голландский консорциум должно был проанализировать техническую, экономическую и финансовую целесообразность строительства канала, принимая во внимание воздействие проекта на окружающую среду. Сальвадор Монтенегро (Salvador Montenegro), директор Исследовательского центра водных ресурсов при Национальном автономном университете Никарагуа (UNAN), пояснил, что никарагуанский канал не будет конкурентом панамскому, работы по расширению которого идут полным ходом. Как сообщил Монтенегро, никарагуанский проект предусматривает строительство канала, способного пропускать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн, со шлюзами по 460 метров и глубиной свыше 20 метров. Этот масштабный проект столкнулся с настороженностью экологов и скептицизмом критиков правительства.
До настоящего момента ни один из чиновников правительства не уточнил маршрут прохождения канала, о строительстве которого объявил Ортега, хотя глава государства и заверил, что он не пойдет по реке Сан-Хуан, граничащей с Коста-Рикой. Некоторые опрошенные эксперты считают, что канал может быть проложен по маршруту, рекомендованному в многопрофильном исследовании, которое в 2006 году представил тогдашний президент страны Энрике Боланьос (Enrique Bolaños). Тот проект предусматривал, что канал будет проложен от никарагуанского берега Карибского моря, недалеко от бухты города Блюфилдс (Bluefields), затем пойдет по рекам, текущим по территории страны и Великому озеру Никарагуа площадью более восьми тысяч квадратных километров. Его протяженность должна была составить 280 километров.
Именно возможное прохождение канала через Великое озеро, или озеро Косиболка (Cocibolca), вызвало особое беспокойство никарагуанских экспертов и экологов, предупреждающих о возможности необратимого ущерба, который может быть причинен главному хранилищу воды в стране. Ведь для того, чтобы обеспечить навигацию судов с такой большой осадкой, необходимо будет убрать отложения и очистить восемь километров дна озера. «Столь масштабный проект закладывает мину под будущее озера», заявил нашей газете известный никарагуанский эколог Хайме Инсер Баркеро (Jaime Incer Barquero), который считает, что строительство канала по этому маршруту «совершенно неоправданно и крайне отрицательно скажется на развитии страны». «Я не выступаю против прогресса, но экологические последствия достаточно серьезные», заявил он. Эксперт также обеспокоен тем, что именно Китай выступает в качестве партнера по строительству. «Это самая загрязненная в мире страна, она всегда игнорировала нормы охраны окружающей среды», отметил эксперт. «Правительство Никарагуа не сможет даже не сможет вмешаться. За нас все решат китайцы со своим пренебрежительным подходом к охране окружающей среды. Это неприемлемый для Никарагуа проект», заключил Баркеро.
Все указывает на то, что Даниэль Ортега готов воплотить проект, который представляет собой вековую мечту никарагуанцев. Критики нынешнего президента скептически отнеслись к громогласному заявлению. Карлос Фернандо Чаморро (Carlos Fernando Chamorro), самый авторитетный в Никарагуа журналист, напомнил в своей ежедневной телепрограмме, что Ортега в прошлом говорил еще и о других больших проектах, в частности, о строительстве нефтеперегонного завода, в который Венесуэла должна была вложить четыре миллиарда долларов. Проект еще не осуществлен, что порождает сомнения относительно строительства канала стоимостью 40 миллиардов долларов. Это в 25 раз больше расходной части никарагуанского бюджета, составляющей один миллиард 619 миллионов долларов в год.
«До того, как подсчитывать прибыль – а ведь многие считают, что канал уже чуть ли не построен-, властям следовало бы серьезно поразмыслить, прежде всего о государственных аспектах осуществления подобного мегапроекта, поскольку о мегапроектах у нас говорили много, но не осуществили ни одного», сказал Чаморро. «Необходим глубокий анализ и дай-то Бог, чтобы эти мечты не отвлекли страну от более насущных задач, например, производительность труда, проблемы здравоохранения и образования», добавил журналист.
После своего возвращения во власть в 2007 году Ортега, между тем, переживает свой звездный час. Он надеется заручиться еще большей народной поддержкой, взывая к заветной мечте никарагуанцев о собственном канале, который соединит два океана и выведет эту маленькую страну из состояния нищеты. В воскресенье 19 мая, подобно заклинателю змей, бывший повстанец обратился к своим сторонникам в маленьком городке Никиномо (Niquinohomo) в связи со 118-й годовщиной со дня рождения национального героя Аугусто Сандино (Augusto Sandino). Сопоставляя себя с Сандино, Ортега сообщил, что он объявил Бараку Обаме о том, что канал наконец-то будет построен. Это крупные капиталовложения, порядка 40 миллиардов долларов. Это большой строительный объект, канал, порты, которые также будут строиться, аэродромы, являющиеся составной частью проекта, а также железная дорога, нефтепроводы, по которым нефть будет перекачиваться из Карибского моря в Тихий Океан. Одним словом, это гигантское сооружение», сказал вождь своим последователям.