Исторические отношения черкесов и абхазов имеют долгую историю. Но мы поговорим, на мой взгляд, о самом интересном периоде этих отношении. О последних 20 лет.
После развала советского союза, абхазские сепаратисты, с помощью России начали активную антигрузинскую кампанию, что в последствии переросло в войну. Именно во время войны добровольцы из Северного Кавказа, в том числе черкесы, приезжали и помогали абхазам против грузин, что сыграло важную роль в победе абхазов. Главными мотивами черкесов тогда являлись поддержка своих братьев абхазов, надежда на то, что после независимости Абхазии настанет и черед Черкесии и главное — Абхазия должна была стать форпостом движения черкесской независимости, а абхазы главными союзниками.
Но все ли так вышло на самом деле? Оправдались ли ожидание черкесов?
С первых же дней после войны стало ясно, что интересы и политика Абхазии идут совсем в другом направлении. В силу весьма объективных причин, таких как, полное военная, экономическая и политическая зависимость на Россию, абхазы начали проводить интересы Кремля. А в интересах России никак не входила независимая Черкесия. Поэтому никакой поддержки в последующие годы черкесы от абхазов не получали. Более того, со временем некоторые абхазские общественные деятели начали делать провокационные заявления, которые напрямую шли в разрез интересам черкесов.
Например, тема геноцида черкесов. В то время, когда черкесы ждали признания геноцида черкесов со стороны абхазов, абхазы поддержали версию России, где факты массовых убийств черкесов назывались простым последствием типичной войны на Кавказе. А этот вопрос для черкесов был и остается ключевым для дальнейшей борьбы за свои права и справедливость. Поэтому черкесские диаспоры очень болезненно воспринимали и воспринимают такую позицию абхазов, в особенности после признания независимости Абхазии со стороны России, так как, казалось бы зависимая от России Абхазия, которая не хотела обижать своего единственного покровителя, после обретения независимости уже могла самостоятельно принимать решения, которые были так важны для братьев черкесов. Хотя и после признания Кремлем независимости Абхазии ничего не изменилось. В принципе не изменился и уровень зависимости самой Абхазии от России, если не увеличился.
Еще одним античеркесским направлением абхазов оказалась Олимпиада 2014 года. Как известно Олимпиада должна прийти именно в тех местах, где и произошли массовые убийства черкесов. По этому черкесы выступили против Олимпиады. А абхазы — наоборот, стали первыми сторонниками России, поддержав ее строительными материалами. Более того, весь истеблишмент и народ Абхазии с нетерпением ждут Олимпиаду, чтобы получить максимальную выгоду от туристов.
Последующие годы в абхазо-черкесских отношениях появились темы, которые раньше всем показались бы невероятными, а именно — территориальные споры. Несколько абхазских историков публично заявили, что территория Сочи — исторически абхазская земля, а не черкесская. Можно было бы подумать, что это заявления маргиналов, но после таких заявлении никто из официальных лиц и общественных деятелей Абхазии не поддержал черкесов и не дал должную оценку этим словам.
Еще не менее важным разоблачением абхазов стало превращения Абхазии в военную базу России. В то время как черкесы надеялись на то, что Абхазия станет форпостом будущей независимой Черкесии, она стала крепостью российских военных, которые уже хорошо укрепившись в Абхазии замкнули кольцо вокруг то же Черкесии.
В заключении можно прямо сказать, что абхазы не сделали ничего для черкесов в знак братства и благодарности, тогда как черкесы воевали за них и после войны их диаспора всячески поддерживала Абхазию. Более того, Абхазия делала и делает все, что идет в разрез интересов черкесского народа. Поэтому, уже сегодня сами черкесы задаются вопросом — «является ли наше братство односторонним?!», «Нужно ли нам говорить нет своим интересам ради абхазских интересов?», «Абхазия и абхазы ли та опора для черкесов на Кавказе, которую они так ждут и ищут?»
Как бы там ни было, политика черкесов в последнее время резко изменилась. Она принимает все больше рациональный характер. Примечателен и тот факт, что недавно, бывшая некогда для черкесов врагом Грузия, первой в мире признала их геноцид, что дает им возможность уже на мировом уровне защищать и отстаивать свои права. Тем более, что Грузия обещала со всех международных трибун оглашать проблемы черкесов. Политика, как всегда, оправдала свою непредсказуемость. Вместо Абхазии и абхазов союзниками черкесов стали Грузия и грузины. Они все-таки поняли, что лишь словесная любовь, которую щедро получали от абхазов, никакого результата не дала, а вот поддержка Грузии дала конкретные плоды. Поэтому, думаю, черкесы уже сегодня задаются еще несколькими вопросами: «Братство это лишь хороший тост и громкие слова или реальные дела которые громче слов и эмоции?» и «Кто на самом деле является братским народом для черкесов на Кавказе и будущий стратегический партнер, Грузия или Абхазия?»
Ответы на эти вопросы определять будущее черкесского народа, который с помощью новых реалии, а главное новых надежных партнеров, может достичь своей многовековой мечты.
kavkasia.net
01.06.11.