Журналист The Guardian Иэн Кобейн обеспокоен участием британского правительства в составлении так называемой «матрицы ликвидации» спецслужб США. Этим термином называют «сложную базу данных подозреваемых в терроризме, которых необходимо выследить, а затем ликвидировать с беспилотников или захватить и допросить».
Журналист рассказывает о четырех жителях Великобритании — приверженцах радикального ислама, сражавшихся в рядах повстанцев в Сомали. Двое из них были убиты американскими ударами с воздуха, еще двое арестованы по обвинению в терроризме. Пикантность ситуации заключается в том, что незадолго до гибели или ареста они все были лишены британского гражданства.
После терактов 11 сентября в лексиконе американских чиновников появился ряд терминов, отсылающих к творчеству Оруэлла, говорится в статье. Вместо слов «похищение», «убийство» и «пытка» теперь принято употреблять выражения «экстраординарная выдача», «целевое убийство» и «усиленный допрос». Примерно также появился термин «матрица ликвидации».
С тех пор, как Барак Обама решил устранять врагов США с помощью беспилотных летательных аппаратов (дронов), каждый вторник в Белом доме проводятся совещания, на которых обсуждаются имена людей, подлежащих уничтожению, сообщает автор статьи. Как только подробности о так называемых «террористических вторниках» просочились в СМИ, журналисты заговорили о составлении «расстрельных списков». В результате чиновники администрации придумали менее однозначный термин.
На самом деле, матрица ликвидации — это не просто эвфемизм, признает Кобейн. Она представляет собой сложную систему, основанную на базе данных, в которую внесены биографии лиц, угрожающих безопасности США, их предполагаемое или фактическое местоположение и варианты их ликвидации.
Как бы то ни было, этот список нарушает права человека и законы ведения войны, считает журналист. Поговаривают, что для включения человека в матрицу требуется минимум доказательств, а можно вообще обойтись без них.
Опираясь на юридические соображения, которые по большей части держатся в секрете, сотрудники Центра по борьбе с терроризмом создали систему, объединяющую уже существующие списки целей ЦРУ и командования специальных операций, пишет обозреватель.
Некоторые лица, попавшие в матрицу, будут уничтожены, как только их местоположение станет известно. Других ликвидируют бойцы спецподразделений США. Третьи окажутся в секретных тюрьмах американских разведслужб в Восточной Африке или в тюрьмах их союзников на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
По мере того, как администрация Обамы меняла правила борьбы с террористами, британское правительство оказывало ей содействие, не забывая о собственных усилиях по борьбе с террором. По словам сотрудника ЦРУ Пола Пиллара, британские разведслужбы пытаются передать американцам все неудобные дела, то есть включить в их матрицу своих агрессивно настроенных против Запада джихадистов. Именно это произошло с четырьмя молодыми людьми, о которых пишет Кобейн.
В феврале этого года в распоряжении NBC News оказалась 16-страничная служебная записка Министерства юстиции США, в которой содержатся некоторые юридические основания для применения программы беспилотников. В документе говорится, что убийство американских граждан является законным в том случае, если те представляют «неотвратимую угрозу для США», а захватить их живьем не представляется возможным. Чиновники министерства очень широко трактуют понятие «неотвратимости» и отмечают, что доказательств участия в конкретном заговоре не требуется.
В бумаге ничего не говорится о судьбе врагов США, которые являются гражданами союзных государств, подчеркивает Кобейн. Однако, раз администрация Обамы оправдывает целевые убийства граждан США, можно не сомневаться, что молодые люди, берущиеся за оружие в Сомали, Йемене и любой другой точке земного шара, будут и впредь попадать в матрицу ликвидации.
Пока Обама обещает урезать программу использования дронов, чиновники его администрации рассказывают журналистам, что подобные операции будут вестись еще минимум 10 лет, резюмирует Кобейн. Ссылаясь на стойкость «Аль-Каиды» и ее способность к экспансии, в Вашингтоне считают, что конца этой программе пока не видно.