Европейский Союз и Польша сосредоточили все свое внимание на Украине и перспективах заключения с этой страной соглашения об ассоциации. Между тем на Днестре тикает часовая бомба, которая может подорвать всю европейскую восточную политику: Россия близка к тому, чтобы помещать ЕС заключить подобное соглашение с Молдавией — самым прозападным из всех постсоветских государств.
Москва не остановилась даже перед провоцированием территориальных конфликтов на стыке Молдавии и сепаратистской Приднестровской республики, которые могут привести к вооруженным конфликтам. Если эта игра удастся, ЕС потерпит имиджевое и, в первую очередь, геостратегическое поражение.
1. Продвигая идею Таможенного и евразийского союзов, Москва стремится обозначить границы своей сферы влияния, в которую помимо Белоруссии и Украины должна входить Молдавия. Тем временем эта страна дальше всех продвинулась в сторону Запада: конечно, не в географическом, а в экономическом и политическом смысле. Объем товарооборота Кишинева с ЕС превышает товарооборот с Россией, а выезжающие на заработки эмигранты предпочитают ехать на запад, а не на восток. На Украине и в Белоруссии ситуация обратная.
Переговоры ЕС с Молдавией идут гладко, работа над соглашением об ассоциации движется вперед семимильными шагами. Кишинев готов пользоваться европейскими правовыми достижениями и в этом его поддерживают Польша, Германия, Румыния. Все шло бы в верном направлении, если бы не сопротивление России, вооруженной мощным орудием давления: Приднестровьем.
Договор об ассоциации и особенно сопутствующее ему соглашение о зоне свободной торговли должен, согласно международному праву, распространяться на всю Молдавию, включая Приднестровье, в противном случае Кишинев будет обязан создать между своими территориями и сепаратистской республикой таможенную границу. Оба варианта нелегко воплотить в жизнь, что облегчает положение России. Первый вариант отвергают власти сепаратистского региона: он означал бы для Приднестровья необходимость принять европейские правовые нормы, что стало бы ударом по фундаменту экономики этого парагосударства, опирающейся на мафиозно-олигархические структуры. В свою очередь, второй вариант закрепляет разделение Молдавии на два государства, а на это не может согласиться Кишинев, готовый к автономии Приднестровья, но не к его самостоятельности.
2. Россия делает в этой игре ставку на неуступчивость Приднестровья. Если оно будет сопротивляться присоединению к договору с ЕС в рамках Молдавии, этот договор может вообще не вступить в силу. У Москвы много козырей: сепаратисты получают от нее не только массу прямых дотаций, но и бесплатный газ. Российские политики говорят даже о возможности признать независимость республики и включить ее в Таможенный и Евразийский союз для компенсации экономических убытков от возможного заключения Кишиневом договора о зоне свободной торговли с ЕС. Если бы Приднестровье не вошло в эту зону, оно утратило бы возможность пользоваться льготными таможенными ставками при экспорте товаров на европейские рынки, а это практически половина всего экспорта республики.
Рука России видна за указом приднестровских властей о расширении границ «государства» на небольшой кусок земли в районе Бендер, который в настоящий момент контролируется Кишиневом. Президент сепаратистов поручил силовым ведомствам в течение трех месяцев разработать план захвата власти на этой территории. Срок заканчивается в конце сентября, а на ноябрь намечен саммит Восточного партнерства в Вильнюсе, где ЕС планировал подписать с Молдавией соглашение об ассоциации. Худшего контекста для такого события, чем гипотетические вооруженные столкновения с сепаратистами, придумать сложно.
3. Польша активно поддерживала перемены в Молдавии и ее проевропейский курс, так должно продолжаться и дальше. Для Кишинева, Евросоюза и Варшавы выгоднее подписать соглашение, даже если это будет означать усиление напряженности с сепаратистами и утрату надежды на обретение контроля над Приднестровьем. Даже если оно отделится, Молдавия извлечет больше пользы из близких отношения с ЕС, чем из призрачных надежд на возвращение сепаратистского региона взамен за присоединение к российской сфере влияния.
Игре Москвы еще можно помешать, нужно лишь убедить наших молдавских друзей мысленно примириться с утратой Приднестровья. Если какая-то из стран Восточной Европы на самом деле хочет в Европу, то это именно Молдавия, и выпустить ее из рук означало бы обречь восточную политику ЕС и Польши на поражение.