Став генеральным секретарем НАТО в 2009 году, Андерс Фог Расмуссен получил от президента Джорджа Буша-младшего больше помощи, чем было известно до сих пор. Хотя ко времени назначения Буш уже не был президентом, но он решил вмешаться в дело и повлиять на своего преемника, президента Обаму, что было очень необычно. Об этом рассказывает один американский дипломат, который участвовал в этом процессе:
«Передавая дела команде Обамы, мы обратили на это самое пристальное внимание. Мы тщательно объяснили, почему мы считаем, что Фог – отличная кандидатура для США», говорит Деймон Уилсон, ключевой советник Белого дома во время правления Джорджа Буша; сейчас он – заместитель директора научно-исследовательского центра «Атлантический совет» в Вашингтоне. «Когда подумаешь, насколько объемен процесс передачи власти, то вряд ли придет в голову считать такой вопрос одним из первостепенных», говорит Деймон Уилсон.
[Расмуссен] утверждает, что не гонялся за должностью
Джордж Буш-младший протянул руку помощи в основном из-за лояльности, проявленной Данией при участии в войнах в Ираке и Афганистане, заявляет американский дипломат. Но, помимо этого, Андерс Фог Расмуссен непосредственно просил Джорджа Буша-младшего о поддержке во время встречи на президентском ранчо в Техасе в марте 2008 года – всего через три с половиной месяца после парламентских выборов [в Дании], которые во второй раз ему принесли победу. В то время премьер-министр делал вид, что не ищет другой работы. Но, по словам Деймона Уилсона, на встрече он открыто заявил, что хотел бы стать генеральным секретарем [НАТО]. «Президент [Буш] объяснил, что ничего не может обещать, потому что решение принимает новый президент», говорит Деймон Уилсон. «Однако мы обещали упомянуть об этом в процессе передачи дел президента Буша следующему президенту. Так мы и сделали»/
Война была выгодна Фогу
Газета Politiken очень хотела бы спросить об этом Андерса Фога Расмуссена, но он не выразил желания к сотрудничеству. Изучавший эти события датский эксперт считает, что участие Дании в войне в Ираке (которой даются неоднозначные оценки) непосредственно повлияло на получение Андерсом Фогом Расмуссеном должности генерального секретаря [НАТО]. «Мне трудно представить себе, что Дания получила бы этот пост, если бы мы поступили, как Германия, и остались в стороне от войны в Ираке», говорит адъюнкт-профессор Йенс Рингмос из Центра оборонных исследований Университета Южной Дании. Вместе с другим ученым он в 2011 году провел исследование на тему того, что получила Дания от столь тесного сотрудничества с США. Ответ неоднозначен, но Йенс Рингмос утверждает, что от участия в войне выиграл не только Андерс Фог Расмуссен. «Такая точка зрения была бы слишком односторонней», говорит он.
Уникальный доступ к Вашингтону
Дания получила абсолютно уникальный доступ к тем, кто принимает решение в Вашингтоне, и, таким образом, смогла оказывать влияние на единственную мировую сверхдержаву. «Можно спорить о том, в достаточной ли мере Дания использовала эти возможности. Однако в дипломатии такой доступ очень ценится, а у Дании он очень высок», говорит Йенс Рингмос.
По словам Деймона Уилсона, Андерс Фог Расмуссен несколько раз извлекал выгоду из своих хороших отношений с Джорджем Бушем-младшим. Когда Госдепартамент США наложил на некоторые продукты датского свиноводства пошлины, официальные представители Дании позвонили в Белый дом и указали на то, что это затрагивает интересы производителей на родине Расмуссена в районе Виборга [в центральной Ютландии]. И вскоре пошлины отменили.