Интеграция Белоруссии, России и Казахстана выгодна для людей, экономики и финансов, заявил Александр Лукашенко в интервью казахскому телеканалу 24 KZ, которое он дал накануне своего официального визита в Казахстан 3-4 октября.
«Огромный рынок примерно в 170 миллионов — это уже что-то значит. За счет внутреннего рынка можно избежать некоторых катаклизмов, которые происходят в мировой экономике, — отметил Лукашенко. — Посмотрите, Китай — огромный внутренний рынок, и он успешно борется, и никогда эти кризисы его не затрагивали по большому счету. То же самое и у нас».
«То, что у нас будет свободное передвижение людей, капиталов, рабочей силы, товаров — что здесь плохого?» — сказал глава государства.
По его словам, Белоруссия, Россия и Казахстан уже «сделали конкретный шаг по образованию Евразийского экономического союза». «В 2015 году он должен заработать, хоть мы идем не совсем ровно, порой отстаем. Я думаю, если будет такая воля наших партнеров, мы обязательно создадим Евразийский экономический союз», — заявил Лукашенко.
В ходе формирования Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза, отметил он, «может быть и неудовлетворенность по каким-то вопросам». «Хорошо, что остался год, чтобы подготовить масштабные документы по Евразийскому экономическому союзу. Если мы что-то недоработали, то мы сорвем начало функционирования Евразийского экономического союза», — считает Лукашенко.
Глава государства отметил, что обещания Белоруссии, Казахстана и «особенно России», которая является «центральным игроком», должны быть реализованы. «Если Казахстан очень заинтересован в единых тарифах, единой транспортной политике, то прежде всего России придется свои обещания реализовывать. В противном случае мы не придем к 1 января 2015 года к созданию Евразийского экономического союза», — подчеркнул Лукашенко.
При этом президент Беларуси предостерегает от давления в этом вопросе. По словам Лукашенко, три страны-партнера по Таможенному союзу должны сыграть «очень важную роль» в формировании Евразийского экономического союза. Этот союз должен быть выгоден всем, подчеркнул белорусский руководитель. «Мы здесь не должны нажимать друг на друга. Мы должны исходить из того, что мы можем сделать. И Евразийский экономический союз — это объединение, которое мы реально можем построить, не замахиваясь на какие-то большие перспективы в будущем», — сказал Лукашенко.
В то же время вопрос о введении единой валюты в Белоруссии, России и Казахстане, по словам Лукашенко, не стоит в повестке дня, «и не надо его впихивать искусственно».
«Не надо создавать наднациональных структур, которые не воспринимаются хотя бы одной страной. Если хотя бы одна из стран — Белоруссия, Россия или Казахстан — этого не захочет, то этого не будет. У нас консенсусное решение», — сказал Лукашенко.
По его словам, «многие политики сегодня научились пугать народ». «Кто-то из них, особенно в России, привык подбрасывать в повестку дня то, что сегодня нереально, — отметил глава государства. — Мы создаем экономический союз — кто-то говорит о политической надстройке. Кто-то говорит о введении единой валюты — мы к этому еще не пришли, мы еще не ощутили жесточайшую необходимость этого».
Вопрос введения единой валюты, сказал Лукашенко, пока не обсуждался. «Мы даже осмыслить сегодня не можем этот процесс. Мы не понимаем, как это делать, зачем. Мы не пришли к необходимости такой, не созрели для этого. Ну и не надо, — подчеркнул он. — Кстати, это позиция Нурсултана Абишевича (Назарбаева. — прим. ред.). Давайте делать то, что сегодня нужно, то, что требуют от нас народы, то, что вообще выгодно народу и государству».
«При этом политическая независимость, суверенитет, стабильность государства — это главное», — заявил Лукашенко.
В то же время белорусский лидер видит угрозу для стран Таможенного союза в нестабильности на Ближнем востоке.
«Мы опасаемся перелива этого терроризма на Таможенный союз через наш Казахстан. Это большая опасность, большая угроза южным рубежам нашего Евразийского экономического союза», — сказал он в интервью.
Лукашенко подчеркнул, что конфликты на Ближнем востоке затрагивают интересы Белоруссии, России и Казахстана. «У нас существовали определенные отношения и торгово-экономические. Они очень нуждались в нашей продукции, мы что-то покупали у них. В политическом отношении мы очень дружны, Казахстан – тем более, это мусульманские страны. И в силу этого нестабильность нам на пользу не пошла», — отметил белорусский руководитель. «Поэтому мы в поле зрения держим эти проблемы. Мы откровенно говорим о том, что нас не устраивает в этом конфликте», — добавил он.
Опасной белорусский президент назвал и пропаганду идеи «американской исключительности». Он сравнил ее с ситуацией в нацистской Германии в середине ХХ века.
Комментируя заявление президента США Барака Обамы об исключительной роли американской нации на международной арене, Лукашенко сказал: «Вы посмотрите, до чего договорились. Американская нация (как историк не могу это осмыслить, что за нация такая) присвоила себе право некой исключительности».
«Мы эту исключительность в середине прошлого века пережили, и она стоила 50 миллионов жизней. Здесь уже попахивает чем-то нехорошим», — добавил Лукашенко.
Белорусский руководитель согласился с Владимиром Путиным, ранее раскритиковавшим заявление Барака Обамы: «Самое страшное, когда мы эту идеологию о нашей исключительности вбиваем в голову собственного населения. И они (руководство США. — Naviny.by), как это было когда-то в Германии, начинают понимать, что это особая раса, особая кровь, особая исключительность, и мы должны наводить порядок в мире и всех подстричь под свои стандарты. Это очень опасная тенденция».
Особо недопустимой Лукашенко считает эту риторику из уст нынешнего президента США: «Вообще меня Обама поражает. Еще совсем недавно чернокожие люди в Америке рабами были, сегодня уже об исключительности какой-то заявляют. Я никогда не думал, что человек, вышедший из этих бедных слоев, сможет такую риторику в мире проводить».
«Кстати, и наши, и ваши, и российские демократы — они как будто этого не замечают, что говорил их хозяин», — заявил Лукашенко.
Белорусский президент также выказал сожаления по поводу развала СССР.
«Нет человека среди нас, ни Путин, ни я, ни Нурсултан Абишевич, который бы не сожалел о том, что мы развалили страну. Распалась огромная страна, которая являлась противовесом, которая обеспечивала многополярность в мире», — отметил он.
«Сейчас мы все ищем эту многополярность — и Назарбаев, и Лукашенко, и Путин, и Си Цзиньпин (председатель КНР. — Naviny.by). Все мы за многополярность. Но как ее сейчас обеспечить? Это очень сложно. Поэтому возникают очаги напряженности, поэтому одна страна, засучив рукава, без согласия ООН готова наносить удары и так далее», — сказал Лукашенко.
По его словам, Беларуси, России и Казахстану «надо идти вперед» в процессе интеграции, «потому что весь мир интегрируется». «В разных частях планеты нас уже обогнали страны в своем объединении в союзы. Мы, будучи единым государством, в этих процессах интеграционных отстаем», — отметил Лукашенко.
При этом он подчеркнул, что «возвращаться к старому (СССР — прим. ред.) ни у кого нет желания». «И это невозможно. Это практически невозможно. Поэтому пугать тем, что кто-то хочет вернуться в Советский союз, наверное, сегодня неразумно», — сказал Лукашенко.
По его словам, Белоруссия, Россия и Казахстан создают «современные формы интеграции, которые не напрягают ни внешний мир, ни народы». «Люди хотят жить в независимых суверенных государствах. Проведите опрос в Казахстане, и вы получите абсолютный результат ответов на этот вопрос. Все хотят жить в суверенном и независимом государстве», — считает Лукашенко.
«Но если вы у них спросите, как вы хотите жить: косо смотреть на Россию, Белоруссию или же, как братья, сотрудничать, — все ответят, почти 100%, тоже однозначно на этот вопрос: «Да, мы хотим сотрудничать». А для этого надо искать и создавать новые формы интеграции и сотрудничества, что мы и делаем», — сказал глава белорусского государства.
Была затронута в интервью и тема конфликта в Сирии. Александр Лукашенко отметил, что считает президента Сирии Башара Асада интеллигентным и порядочным человеком и выступает против иностранной интервенции в сирийский конфликт.
«Не дай бог, американцы влезут туда, как они влезли в Ливию, и начнут бомбить – это катастрофа. Тогда вспыхнет вся арабская дуга, тогда мало не покажется всем. Вовлечен в этот конфликт будет через Ирак и Иран и другие государства», – заявил Лукашенко.
Белорусский руководитель отметил, что позиционирует себя «в русле российской политики» в этом вопросе: «Мы категорически против того, чтобы даже супердержава под какими-то ни было лозунгами вмешивалась во внутренние дела того или иного государства, свергала, убивала, вешала президентов. Все это уже мир видел: от Саддама Хусейна до ливийского президента Муамара Каддафи. Одного повесили, другого на кол посадили, растерзали».
Лукашенко вспомнил также про свержение президента Египта Хосни Мубарака: «В Египте свергли, лежит как кочерыжка, мучается в больнице человек. Что он плохого сделал для Египта и для них?»
Глава белорусского государства отметил, что у него хорошие отношения с президентом Сирии: «Я очень дружен с нынешним президентом Башаром Асадом, удивительно интеллигентный и порядочный человек. Очень добрый человек».
Александр Лукашенко назвал сирийцев «очень хорошими, патриотичными, ориентированными на свое руководство людьми», а столицу Сирии Дамаск – «жемчужиной Ближнего Востока».