«Духовные у них эффендии и моллы (из их же народа). Мечетей имеют во всяком селении по числу обитающих в оном колен, и каждое молится в своей мечети.
Первенствующий в селении духовный называется кади, то есть судья.
На место умершего духовного избирается старейшими колен другой достойный, причем не уважается того ли он колена или другого, лишь бы был природный чеченец.
Колено обязывается тогда однажды навсегда давать на содержание его и мечети 7-ю часть из урожая жит и некоторую часть из добыч.
При каждой мечети есть училище, в котором преподаются арабский и турецкий языки. Чеченцы довольно прилежат к этому учению и только самый бедный не отдает детей своих в школу.
Селения чеченцев управляются с согласием кадия старейшими по летам во всяком колене. В деле общем для всех племен чеченских соглашаются предварительно о месте, где быть совету.
Больше собираются в селении Герменчик, а потому каждое селение посылает туда своего кадия и всякое колено своих стариков. Определению сего сейма все беспрекословно повинуются…
Чеченцы честолюбивы, горды, вспыльчивы, храбры, в боях решительны. Чеченец легче снесет всякую другую обиду, нежели оскорбляющую личность его. Сказать, что он трус, значит сделать его себе врагом непримиримым и подвергнуться мщению. Они редко попадают в руки неприятелей, почитая за стыд жить после плена.
Случалось, что будучи в руках наших, предавали себя смерти даже за уверенностью получить свободу обменом на христианских пленников. Случалось также, что взятые в плен раненные смертельно чеченцы имели злость плевать всем в глаза и злословить.
Гостеприимство соблюдается у них гораздо строже, чем у других кавказцев.
Сострадают к бедным и почти всегда уделяют им часть из своих добыч; имеют жалость и к пленным христианам. В первых часах плена обращаются с ними сурово, чтобы вселить в них ужас к побегу…
Когда чеченцы предпринимают собрать нарочито сильную военную партию, тогда кто-то из них скачет на лошади по селениям и призывает к тому самыми убедительными словами: “Кто сын честной матери, тот спеши на войну”. Распоряжаются войском их люди, известные уже храбростью своею, и они пользуются честью быть всегда впереди и начинать сражение.
Один чеченец, потеряв в сражении брата своего, ехал прямо в селения Моздокского казачьего полка, чтобы убить кого-нибудь из русских…
Чеченцы воровства и грабительства междоусобного не терпят. Пойманного вора приводят к мечети того селения, где кади и старики колен обитающих наказывают виновного лишением имений и изгнанием его навсегда из селения.
Чеченцы трудолюбивее других кавказских народов. Чеченец работает неусыпно. Женщины, справляя все домашние надобности, помогают им в полевых упражнениях.
______________________
П.Г. Бутков, русский историк, военный и государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, академик Петербургской Академии наук. «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год». Т. 2., СПб, 1869 г.
Сhechenews.com
27.03.23.