Один из ближайших сторонников «главы Чечни» Руслан Алханов, 19 лет занимавший пост министра внутренних дел республики, стал заместителем начальника главного управления противодействия экстремизму МВД России (Центр «Э»).
Именно при Алханове в Чечне стали популярными практики похищений, пыток, извинений на камеру, фальсификаций уголовных дел, а также демонстративного отказа от расследования преступлений, совершенных кадыровцами. Однако эксперты сомневаются, что экс-министру удастся распространить свои способы работы на всю страну.
На стороне Москвы
Слухи о переходе генерал-полковника Алханова появились еще пару месяцев назад. Одним из первых об уходе чеченского министра еще 8 июля написал телеграм-канал «Сапа» со ссылкой на собственные источники. Официально эту информацию подтвердили лишь через два месяца, во время приезда в Чечню начальника окружного главка генерал-полковника Сергея Бачурина. Позже уже бывшего министра с новым назначением поздравил «глава Чечни» Рамзан Кадыров. Он назвал силовика «ветераном команды» своего отца – первого пророссийского президента Чечни Ахмата Кадырова.
«Руслан Шахаевич возглавил ведомство в самый тяжелый период для республики. Будучи талантливым руководителем, он сумел в короткие сроки сформировать сильную структуру, соответствующую высоким государственным стандартам… Железная дисциплина, выдержка, стойкость, мужество и героизм делают его самым востребованным, исполнительным и трудоспособным представителем команды Кадырова», – заявил Кадыров на прощание.
61-летний Руслан Алханов родился в селе Центарой (с 2019 года Ахмат-Юрт), родовом селе Кадыровых. Он получил диплом преподавателя географии в Чечено-Ингушском государственном университете, но сразу после этого поступил на службу в МВД, начав карьерный путь с должности бойца ОМОНа. В 1993-1995 годах Алханов был милиционером управления безопасности на транспорте ОВД Ленинского района Грозного – при этом отдел находился за пределами республики, так как федеральное ведомство не подчинялось объявившему о независимости правительству генерала Джохара Дудаева.
Линейное управление в те годы возглавлял Алу Алханов – однофамилец будущего министра, с самого начала выбравший пророссийскую позицию. Также и нынешний генерал, в отличие от Ахмата Кадырова и многих приближенных его сына, никогда не был замечен в рядах сторонников Ичкерии. Напротив, под командованием Алу Алханова он участвовал в боях с подразделениями ичкерийцев во время обороны железнодорожного вокзала Грозного в августе 1996 года. Федералы тогда город оставили.
Накануне начала второй российско-чеченской войны в 1999 году Ахмат Кадыров, на тот момент муфтий Ичкерии, провел в родном Центарое два тайных совещания с потенциальными союзниками. Позднее его сын Рамзан Кадыров вспоминал, что Алханов и другие «самые близкие» участники встречи поклялись на Коране, что всю жизнь будут вместе. В декабре 1999 года Руслан Алханов возглавил личную охрану перешедшего на сторону Кремля муфтия. 9 мая 2004 года он находился на стадионе «Динамо» во время взрыва, из-за которого погиб Ахмат Кадыров, сам Алханов был ранен. Пост президента Чечни после теракта занял его бывший начальник Алу Алханов, министром внутренних дел республики вместо него становится Руслан Шахаевич.
В том же 2004 году Алханов окончил филиал махачкалинского института финансов и права в Гудермесе, ставший своеобразной кузницей кадров высокопоставленных кадыровцев. В марте 2011 указом на тот момент президента России Дмитрия Медведева ему было присвоено звание генерал-лейтенанта полиции. Путь от майора до генерала чеченский министр прошел за семь лет, что для полиции считается невероятно коротким сроком.
Вип-недвижимость под фуражкой НКВД
Руслан Алханов считается потомственным силовиком. В сюжете ЧГТРК «Грозный» сам министр заявил, что его дед служил в НКВД, но позже этот ролик был удален. Однако то, что предок Алханова был высокопоставленным чекистом, подтвердил и Рамзан Кадыров.
Отчасти поэтому Алханов однажды попал в скандальную ситуацию. К нему в кабинет была приглашена съемочная группа канала «Россия1», которой министр продемонстрировал бюсты основателя Всероссийской чрезвычайной комиссии Феликса Дзержинского и Иосифа Сталина, которого не раз проклинал Рамзан Кадыров. На камеру Алханов также примерил фуражку НКВД, именно это ведомство проводило депортацию чеченцев и ингушей в 1944 году. На недоумевающий вопрос журналиста о том, как чеченец может чтить память этих советских деятелей, силовик лишь громко рассмеялся.
Алханов и его родственники продолжили семейную традицию службы в силовых структурах. Например, его племянница Зайнап Алханова 17 лет работала в прокуратуре Гудермесского района и была единственной женщиной на руководящей должности в ведомстве. В 2018 году президент Владимир Путин назначил ее судьей Байсангуровского (бывшего Октябрьского) суда Грозного. В августе прошлого года Зайнап Алханова стала председателем этого суда.
Трое сыновей Руслана Алханова также имеют опыт службы в структурах. Самый «успешный» из них – 28-летний Адам Алханов. Ранее сообщалось, что после учебы в Австралийском университете Дубая и Грозненском политехническом колледже Адам работал в МВД в звании младшего лейтенанта. Затем он стал заместителем директора Фонда медицинского страхования, а в 2022 году, после женитьбы на второй дочери Кадырова Хадижат, Адам Алханов был назначен вице-премьером Чечни.
Его брат, 39-летний Артур Алханов с 2003 года занимал посты замначальника вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Чечне («нефтяной полк») и замначальника следственной части управления МВД. В 2018 году возглавил полицию Аргуна. На этой должности он пробыл около года и перешел на гражданскую службу. Сейчас Артур Алханов возглавляет центр занятости населения Ахматовского района Грозного.
Средний сын Руслана Алханова, 36-летний Бислан, с 2016 года руководит полицией Грозненского района. В МВД он работает с 18 лет, начальником он стал в 29.
В 2017 году телеканал «Дождь» выпустил расследование об элитной недвижимости в Москве, которая принадлежит окружению Рамзана Кадырова. В списке оказался и глава МВД Чечни – его предполагаемая супруга Тамара Борисовна Алханова, дети Адам, Лира и Рената владели квартирами в жилом комплексе «Ближняя дача» рядом с Кутузовским проспектом общей стоимостью 75 млн рублей.
Эта недвижимость ранее принадлежала управлению делами администрации президента, но перешла семье по «договору передачи». Журналисты также утверждают, что Тамаре Алхановой принадлежит земельный участок в 1000 квадратных метров в Грозном напротив резиденции Рамзана Кадырова.
По данным издания «Важные истории», сын Алханова Адам как минимум до 2020 года владел апартаментами на искусственном острове Пальма Джумейра в Дубае. Стоимость апартаментов оценивается более чем в 700 тысяч долларов.
Лично не пытал?
За годы руководства Руслана Алханова в Чечне распространились практики похищения критиков режима Кадырова и их родных и метод публичных извинений, впоследствии распространившийся на всю Россию. На территории подразделений полиции появились так называемые «секретные тюрьмы» для пыток задержанных – по словам жертв, в истязаниях иногда участвовал сам Кадыров и его окружение.
В последнее время полиция Чечни также активно использует систему федерального розыска для задержания неугодных – в него могут включить по надуманному подозрению, например, в краже – это предлог для задержания бежавшего из республики человека.
Этим летом в столичном аэропорту «Внуково» при попытке вылететь из России таким образом была задержана 20-летняя Селима Исмаилова. Ранее она рассказала правозащитникам о домашнем насилии и угрозах со стороны отца. В феврале так же в московском аэропорту задержали и передали чеченским полицейским гея Идриса Арсамикова. В январе 2022 года подобным образом была задержана Зарема Мусаева – мать чеченского правозащитника Абубакара и оппозиционного блогера Ибрагима Янгулбаевых. Ее приговорили к пяти годам колонии якобы за нападение на полицейского. Правозащитники считают это дело местью главы Чечни за оппозиционную деятельность ее сыновей.
При Алханове чеченские полицейские также регулярно отказываются возбуждать уголовные дела по заявлениям о домашнем насилии (например, в случае Аминат Лорсановой или Магомед-Али Межидова). Не было расследования и по нападению на тот момент председателя «Комитета против пыток» Игоря Каляпина.
«За почти 20 лет на посту министра Алханов практически ничем и не запомнился. Все карательные вещи – похищения, пытки, убийства были связаны с его первым заместителем Апти Алаудиновым (сейчас командир спецназа «Ахмат», – Прим.), который действовал как совершенно самостоятельная фигура. Не думаю, что он вообще подчинялся Алханову. Похищения и террор в чеченском обществе связаны только с ним», – считает председатель Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.
Он сам отсидел несколько лет по сфальсифицированному в Чечне уголовному делу о наркотиках, хотя реальной причиной стало проведение научной конференции о сталинской депортации.
Несмотря на то, что Алханов, вероятно, лично не участвовал в пытках – по крайней мере, публичных заявлений жертв об этом нет – как министр он не мог не одобрять действия подчиненных. Выступая в сентябре 2020 года на народном сходе, глава МВД Чечни оправдал издевательства над 19-летним Салманом Тепсуркаевым, которого заставили на камеру извиниться за причастность к оппозиционному телеграм-каналу 1ADAT и сесть на бутылку.
Алханов также лично отчитывал задержанных по подозрению в потреблении спиртного и психотропных веществ, закрепляя практику «воспитательных бесед».
Перевод в Москву – усиление Кадырова
В северокавказском филиале «Команды против пыток» – единственной крупной правозащитной организации, продолжающей работу в регионе – новое назначение генерала Алханова называют усилением позиций главы Чечни и демонстрацией доверия к его окружению.
«При этом не думаем, что назначение заместителем начальника ЦПЭ распространит чеченские практики на всю страну, так как их там будет тяжелее применять. Например, использовать принцип коллективной ответственности родственников. Да и другие регионы, все-таки, не так закрыты», – объяснил редакции Кавказ.Реалии представитель филиала «Команды против пыток», из-за репрессивного российского законодательства попросивший не указывать его имени. Недавно организация в очередной раз была признана «иностранным агентом».
Руслан Кутаев обращает внимание, что в мае 2022 года президент Путин присвоил Алханову звание генерал-полковника – второе по старшинству в системе внутренних дел. При этом, например, в соседних и куда больших Чечни Ставропольском крае и Дагестане министры – нижестоящие генерал-лейтенанты, такое же звание у главных полицейских Краснодарского края и Ростовской области. То есть «звездочки» министр получил с запасом, как демонстрацию доверия и поддержки.
«Без сомнения Руслан Алханов человек Кадырова. До мозга костей. Не самостоятельная фигура, а человек без политических амбиций, классический служака. Так что его переход на федеральный уровень и высокое звание являются, в том числе, демонстрацией поддержки главы республики», – добавил эксперт.
С тем, что назначение генерала Алханова в центральный аппарат МВД усилит позиции главы Чечни в беседе с редакцией Кавказ.Реалии согласился федеральный политолог, попросивший не указывать его имени.
«За последние месяцы Рамзан Кадыров максимально усилил свой политический вес, получив от Кремля не только целый звездопад орденов, но и финансовые активы за пределами республики. В силовом блоке у главы Чечни были достаточно непростые отношения, так как многие нынешние высокопоставленные силовики ранее участвовали в чеченских войнах, и Кадыров для них тот, кто «первого русского убил в шестнадцать лет» (приписываемая Кадырову фраза – Прим.)», – обращает внимание спикер.
Собеседник добавил, что Центр «Э» активно занимается в том числе и так называемыми радикальными исламскими движениями – поэтому здесь может быть востребован опыт борьбы с «ваххабитами» на Северном Кавказе. Причем не только в регионах традиционного присутствия ислама, но и крупных мегаполисах, где в последнее время усилился силовой контроль за трудовыми мигрантами из стран Средней Азии.
- В июле омоновцы провели обыски в мечетях подмосковных Котельников и Дзержинска: они прервали намаз и ходили по коврам в обуви, что считается недопустимым для мусульман. Инцидент вызвал возмущение среди кавказских чиновников: они потребовали наказать силовиков. Но эта реакция никак не повлияет на практику полицейских рейдов в мечетях страны, полагают эксперты.
- Кавказ.Реалии собрал список 52 родственников Рамзана Кадырова, работающих в госструктурах региона. В их числе – дочери главы Чечни Айшат (министр культуры республики), Хадижат (начальник департамента дошкольного образования Грозного) и Хутмат (замруководителя секретариата Кадырова), а также его старший сын, 17-летний Ахмат, который является председателем Российского движения детей и молодежи Чеченской республики.
- МВД по Чечне отчиталось о выявлении за 2022 год 104 преступлений террористического характера, а также о «ликвидации» террористической ячейки и убийстве двух предполагаемых боевиков. Этому отчету предшествовали заявления главы Чечни Рамзана Кадырова, о том, что «последнего боевика» в регионе убили в январе 2021 года.
- В 2018 году Русская служба «Би-би-си» подсчитала, что из 158 крупных чиновников в Чечне 30% — это родственники Рамзана Кадырова. В 2021 году дочь Кадырова Айшат, которой на тот момент было 22 года, стала министром культуры Чечни.
Chechenews.com
14. 09.23.