Главная » Все Новости » События » Весеннее обострение в Ингушетии

Весеннее обострение в Ингушетии

С наступлением весны принято ожидать традиционной активизации вооруженного подполья на Северном Кавказе. В этой связи недавно в Дагестан, который больше всего вызывает беспокойство «борцов с терроризмом», были введении дополнительные части Внутренних войск МВД РФ. Однако предвосхищая «зеленку», ситуация стала обостряться в другой северокавказской республике – Ингушетии. После относительного затишья, ее вновь захлестнула волна обстрелов и подрывов силовиков, ответных спецопераций спецслужб против подполья. И происходит это все на фоне сотрясающих республику сообщений о новых похищениях и исчезновениях ингушей с компрометирующими  силовиков подробностями.

Эскалация насилия

Приведем некоторые происшествия из хроники «Кавказского Узла»:

5 апреля четверо сотрудников полиции пострадали в результате подрыва патрульной машины в Малгобеке. Двое полицейских находятся в тяжелом состоянии. Бомба была заложена на обочине дороги и взорвалась, когда рядом оказалась патрульная машина.

3 апреля в Назрани на улице Осканова в ходе специальной операции представители силовых структур сообщили, что убиты четыре предполагаемых боевика. В машине убитых было обнаружено взрывчатое вещество. Автомобиль взорвался при разминировании. Позднее стало известно, что убиты пять предполагаемых боевиков. Один из убитых предварительно опознан как 23-летний Салман Гарданов.

31 марта республиканское управление ФСБ по Ингушетии провело в окрестностях селения Али-Юрт специальную операцию по поиску и уничтожению мест базирования членов НВФ, всего в ходе рейда были обнаружены три схрона.

В этот же день мощное взрывное устройство сработало на обочине дороги в Ингушетии, когда мимо проезжала колонна полицейских автомобилей, никто не пострадал.

30 марта в Назрановском районе в ходе спецоперации убиты два предполагаемых боевика. Они был опознаны как Астемиров и Мужухоев.

Примерно в 8.30 в центре Назрани взрыв произошел. В тот момент, когда сотрудник ФСБ России по Ингушетии Руслан Яндиев остановился на светофоре, сработало взрывное устройство, предположительно прикрепленное под днищем автомобиля. Силовик и его жена, которая находилась с ним в машине, были доставлены в назрановскую больницу. Позже Яндиев, не приходя в сознание, умер.

24 марта в Малгобеке утром на обочине дороги сработало самодельное взрывное устройство в момент проезда колонны полицейских автомобилей. Никто не пострадал.

22 марта в результате взрыва, который произошел примерно в 18.15 мск на улице Зязикова в сельском поселении Гамурзиево города Назрани, ранены исполняющий обязанности директора республиканского отделения Фонда социального страхования РФ Алихан Цечоев и его водитель.

В тот же день в Ингушетии похищен Абубакар Цечоев, об этом заявил его брат Ибрагим Цечоев. По его словам, примерно в 21 час вооруженные люди увезли Абубакара с работы на головной насосной станции «Водоканала».

В станице Орджоникидзевская Сунженского района неустановленные лица из автоматов обстреляли автомобиль местного жителя Махлоева.

17 марта сотрудник полиции в городе Малгобек получил ранение при обстреле его автомобиля неизвестными. Около 23.00 мск из автоматического оружия был обстрелян автомобиль, которым управлял лейтенант полиции участковый уполномоченный УВД по Малгобекскому району Руслан Яндиев. В результате обстрела Яндиев получил ранение в ногу.

Возле рынка в центре Назрани неустановленные лица застрелили жителя селения Экажево Салмана Картоева.

13 марта в Назрани неизвестные в камуфляже и масках похитили местного жителя  21-летнего Ахмеда Чумакова.

Ночной «визит»

Мы уже неоднократно писали о Рустаме Аушеве, который пропал в Минводах. Но такой же большой резонанс в Ингушетии вызвало похищение 22 марта Абубакара Цечоева. По словам его брата Ибрагима, примерно в 21 час вооруженные люди увезли Абубакара с работы на головной насосной станции «Водоканала».

«Вместе с моим братом на станции работают еще три человека – электрик, машинист и охранник. Около трех часов ночи к нам домой пришел машинист Ислам Гандалоев. Он рассказал о том, что около 9 часов вечера на территорию ГНС, перерезав колючую проволоку и отключив свет, ворвались люди в камуфлированной форме в масках и с автоматами», – цитирует Ибрагима Цечоева «Кавказский Узел».

После этого, по словам Гандалоева, всех их связали и под угрозой расстрела запретили двигаться. «На Абубакара набросились не менее трех человек, избили прикладами автомата, били руками и ногами. Потом одели на него наручники, вынесли с территории станции и уехали на автомобилях, предположительно марки УАЗ», – добавил Ибрагим Цечоев.

Цечоев сообщил, ссылаясь на рассказы очевидцев, что похитителей было около десяти человек, они общались на русском языке, в общей сложности они находились на территории насосной станции около часа. «К двум часам ночи Гандалоеву удалось развязать веревку, он освободил остальных и сразу пешком пришел к нам. Машину похитители вывели из строя, у всех забрали телефоны, рацию и даже мелочь из карманов», – отметил собеседник.

При этом стоит отметить, что родной брат Абубакара Ислам Цечоев – заявитель в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Как рассказал Ибрагим Цечоев, его старшего брата Ислама в 2002 году похищали, вывезли в Ханкалу, очень сильно избили. После этого он подал в суд. В 2010 году его дело рассматривалось в Европейском суде по правам человека, и было решено в его пользу.

Реакция властей

Спустя несколько дней, 25 апреля Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров  провел экстренное совещание с представителями правоохранительных органов республики и родственниками сотрудника Абубакара Цечоева. Выступая перед участниками совещания Глава Ингушетии отметил: «Сейчас все силы надо бросить на поиски пропавшего парня».

Он призвал родственников похищенного молодого человека  к сотрудничеству со следствием. «Если у вас есть какая-либо информация, сообщайте ее в органы внутренних дел и мне лично. Наша главная цель – вернуть Абубакара домой целым и невредимым», – подчеркнул руководитель субъекта.

Глава Ингушетии в продолжение темы отметил, что сегодня очень важно сохранять спокойствие. «Есть люди, которые пытаются манипулировать вашими чувствами, ради достижения корыстных целей и дестабилизации обстановки в регионе. Поверьте, если бы от митинга была польза, я бы первый с вами вышел. Но проблему надо решать другим путем», – подытожил Евкуров. Здесь же он поручил сотрудникам правоохранительных органов провести работу по выявлению таких провокаторов и привлечению их к ответственности.

Уже после беседы с Цечоевыми, Глава субъекта дал ряд указаний по поводу происшествия руководителям правоохранительных структур. Он подверг резкой критике их деятельность, отметив, что силовики обязаны владеть информацией по каждым подозрительным машинам и лицам, а также осуществлять полный контроль на вверенной им территории.

«Участковые уполномоченные должны активизировать свою работу по наведению порядка. Надо проверять все дома, улицы и проселочные дороги. Вы обязаны быть хозяевами на своих территориях и знать, что у вас происходит », – сообщила пресс-служба Евкурова.

Конец терпению

Однако, о судьбе Цечоева до сих пор ничего не известно. Родственники и просто жители республики возложили ответственность за его похищение на власти. 2 апреля появилось обращение на имя Дмитрия Медведева, Владимиру Путина и Юнус-Бека Евкурова с рядом требований.

«Мы, родственники, соседи, коллеги и знакомые Цечоева Абубакара Исаевича, похищенного неустановленными силовыми структурами 22 марта 2012 г. в Ингушетии, обращаемся к Вам и требуем:

Немедленно допустить к похищенному адвоката и врача.

Всех причастных к похищению сотрудников силовых структур призвать к ответственности.

Прекратить, раз и навсегда практику похищений и внесудебных казней. Если власть не прислушается к нам, то мы пойдём на любые ненасильственные акции, митинги и демонстрации.

Мы не намерены дальше терпеть подобное положение вещей, когда нас периодически, по одному, похищают, пытают и убивают», — говорится в документе.

По мнению подписантов, руководство страны и республики, взявшее на себя ответственность как гаранта конституционных прав граждан, должны нести эту ответственность перед народом.

Также авторы обращения требуют «незамедлительно принять меры к искоренению репрессий и беззакония в республике».

Продолжение следует

Не успели улечься страсти по этому поводу, как на следующий день в Ингушетии произошло другое громкое происшествие. Вечером 3 апреля в центре Назрани было убиты 5 человек. По официальной версии «в ходе спецоперации в центре Назрани уничтожены пятеро боевиков».

На двух из них нашли «пояса смертников» общей мощностью около5 килограммовв тротиловом эквиваленте. В багажнике машины убитых было обнаружено самодельное взрывное устройство, которое саперы уничтожили на месте ввиду опасности его демонтирования.

Другую версию произошедшего со ссылкой на Interkavkaz публикует ингушский сайт ingushetiyaru.org: «В Ингушетии убили родственников – работяг возвращавшихся с работы и объявили смертниками. 3 апреля, Салман Гарданов 1989 года рождения и его младший брат Джунейд возвращались со своей смены»

Согласно размещенной информации также в машине с ними ехал их двоюродный брат Шамсуддин. По дороге домой Салман и Джунейд подобрали пожилую родственницу, тезку своей матери, Зину, которая живет с ними по соседству (поэтому её сначала ошибочно приняли за их мать).  Все они работали на кирпичном заводе! По дороге домой, все эти люди были расстреляны российскими военными и объявлены террористами. Сразу после убийства, по российскому телевидению объявили, что «предотвращен крупный теракт», «двойной теракт», «замочили террористов – смертников».

«Жители Ингушетии (с которыми я разговаривал) не могут понять логику террористических актов со стороны российской власти. Ведь даже по кремлядским бесчеловечным понятиям их убивать было не за что. Двое из убитых, Салман и Джунейд являлись братьями убитого ранее Магомеда Гарданова. После убийства их старшего брата Магомеда, этих детей берегли. Они не при делах, и ни в чем не участвовали. Другие убитые, вообще с боку припеку, которые просто возвращались с ними на машине к себе домой», – пишет Interkavkaz.

В ожидании протестной волны

Ингушское Региональное общественное движение «Мехк-Кхел» в своем специальном обращении потребовало от Генпрокуратуры РФ объективного расследования преступления силовиков в городе Назрань. В данном документе достаточно точно отражены настроения в ингушском обществе.

«3 апреля2012 г., примерно 20.40 мин. в центре г. Назрань Республики Ингушетия, неустановленной пока группой федеральных силовых структур жестоко, без всякого предупреждения, расстреляна автомашина марки ВАЗ, в которой находились возвращавшиеся со смены рабочие Назрановского кирпичного завода Гардановы Салман, Джунейд (братья), Гарданов Шамсуддин (их родственник) и случайно подсевшие Муружев Салауддин и 57-летняя Зина Вельхиева – жители села Плиево Назрановского района, – говорится в документе.

«Все пятеро были убиты. А затем, когда стало ясно, что убиты совершенно невинные люди, машина была подорвана мощной взрывчаткой, очевидно, в целях сокрытия доказательств своего циничного преступления. Свидетельства многих очевидцев доказывают лживость заявления правоохранительных структур о причинах содеянного. Никто из машины не отстреливался и никем из убитых не было оказано никакого сопротивления, – пишут авторы.

По их словам, абсолютно несерьёзными видятся противоречивые версии из заявлений силовиков о якобы имевшихся двух поясах смертников на парне и пожилой женщине, из-за чего якобы оказались вынуждены подорвать автомашину (по другой версии, её якобы оказались вынуждены подорвать из-за находившейся в багажнике 5 кг взрывчатки), но на следующий день «пояса шахидов» убитых силовики почему-то «искали» на кирпичном заводе, где убитые работали. «Между тем, известно, что никто из убитых ни в чём криминальном ранее не подозревался, органами правопорядка не привлекался и в поле их зрения не значился, – отмечается в обращении.

Представители «Мехк-Кхел» уверены, что убиты совершенно невинные люди, возвращавшиеся с работы домой. По их мнению это очень жестокое преступление государственных силовых структур в отношении мирных, невинных граждан, которое не может быть прощено, предано забвению, а должно быть расследовано совершенно тщательным образом, объективно. Виновники в лице исполнителей и руководителей данного преступления должны быть наказаны по всей строгости российского закона.

Авторы документа с сожалением отмечают, что «данное преступление не является исключением в поведении федеральных силовых структур на территории Республики Ингушетия», а давно стало нормой, когда совершенно нагло и безнаказанно, без определения вины, без суда и следствия, средь бела дня чуть ли не ежедневно расстреливаются совершенно мирные лица, подрывается частный автотранспорт, бесследно и без вести уводятся молодые люди, калечатся и потом выбрасываются в стороне от населенных пунктов, как дикие животные, а не люди.

«Ни чем иным, кроме как государственным террором по отношению к своим гражданам, это всё назвать нельзя. Это настоящий геноцид над нашим народом на современном этапе», – считают члены Высшего совета «Мехк-Кхел».

Завершая свое обращение, они заявляют, что терпеть такое положение ни общественность, ни народ Ингушетии далее не в силах. И если «этот произвол и беззаконие» не будут прекращены, а данное конкретное преступление не будет расследовано объективно, в соответствии с законодательством РФ, а виновные не будут наказаны, «Мехк-Кхел», от имени народа Ингушетии, будет вынужден обратиться к международному сообществу за поддержкой.

А сегодня стало известно, что в «Мехк-Кхел» решили провести в ближайшее время митинг протеста против произвола силовых структур. А также обратились к общественности и населению Ингушетии с просьбой принять самое активное участие в подготовке и проведении данного митинга.

http://kavpolit.com

07.04.12.