Главная » Новости » Чеченизация голосования? Вклад Кадырова в фальсификацию выборов в России

Чеченизация голосования? Вклад Кадырова в фальсификацию выборов в России

На прошедших президентских выборах власти Чечни отчитались о 98,99% голосов за Владимира Путина. Эксперты говорят о явной фальсификации. Редакция Кавказ.Реалии рассказывает, как жители республики голосовали с 2000 года и действительно ли практика подтасовки выборов распространилась из Грозного на всю Россию.

По итогам трехдневного голосования с 15 по 17 марта действующий президент Владимир Путин, по официальным данным, набрал 87,28% голосов. Наибольшую поддержку среди российских регионов он получил в Чечне – там отчитались о 98,99% голосов, а явка избирателей якобы достигла 97%. Еще до начала выборов глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что население республики голосует за тех людей, о которых говорит руководство региона и духовенство.

Высокий процент «поддержки» Владимира Путина в Чечне не был неожиданностью: республика регулярно занимает ведущие места по уровню его поддержки. Исключением стали лишь президентские выборы 2000 года: тогда за Путина проголосовали лишь 50,63% жителей республики. Исполняющим обязанности главы временной администрации Чечни в составе России на тот момент был Якуб Дениев. В июне 2000 года он передал пост временно исполняющему обязанности руководителя республики Ахмату Кадырову.

Чеченская тема была важной для Путина перед первым президентским сроком: тогда он обещал избирателям незамедлительное окончание второй войны в Чечне. Но к концу его первого срока в республике все еще находились российские войска, республика оставалась в состоянии затяжного конфликта. По данным правозащитников, в Чечне с 2000 по 2004 годы погибли 15 тысяч военнослужащих и 20 тысяч мирных жителей (по другим данным на 2007 год, до 25 тысяч).

При Ахмате Кадырове 14 марта 2004 года в республике прошли вторые президентские выборы, начальником штаба Путина тогда стал его сын, нынешний глава Чечни Рамзан Кадыров. Несмотря на тяжелое положение региона, за Путина, согласно официальным данным, проголосовали уже 92,3%, результат по всей России тогда составил 71,3%. Чеченские власти отчитались, что на избирательные участки пришли 564 тысячи жителей – историк Аббаз Осмаев тогда выразил сомнение в реальности этих данных.

«Я думаю, 100% людей здесь поддержат Путина. Ему нет альтернативы», – говорил перед выборами Ахмат Кадыров.

«Всеобъемлющие нарушения»

Чтобы понимать контекст президентских выборов 2004 года, стоит напомнить, что за год до этого в республике прошел конституционный референдум по вопросам вхождения Чечни в состав России, который раскритиковали и российские, и международные правозащитники.

Согласно официальным результатам, на референдум якобы пришли около 95% всех избирателей Чечни, а 95,7% из них одобрили новую конституцию. Ни парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), ни Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не признали легитимность референдума.

Помимо фальсификаций в Чечне в начале нулевых стали использовать принуждение. Например, жителей Урус-Мартана запугивали слухами о репрессиях в отношении тех, кто проигнорирует выборы.

То же самое можно сказать и о референдуме. Незадолго до мероприятия правозащитный центр «Мемориал» провел опрос 656 человек – большинство из них заявили об отсутствии условий для свободного волеизъявления. Из тех, кто собирался принять участие в референдуме, большая часть респондентов призналась, что их выбор обусловлен опасением репрессий силового и экономического характера.

В октябре того же года прошла еще одна важная для республики электоральная процедура: выборы президента Чечни, из которых выдавили всех основных противников Ахмата Кадырова. Как на референдуме, так и впоследствии на выборах были зафиксированы фальсификации. По словам правозащитницы Тани Локшиной, местные чиновники «даже не пытались это скрывать».

В докладе «Мемориала», центра «Демос», Международной федерации за права человека и Хельсинкской группы о выборах президента ЧР сказано, что «нарушения были всеобъемлющими и носили системный характер». Отмечались такие нарушения, как вбросы и «карусели» – когда один человек голосовал несколько раз.

Агитация Ахмата Кадырова перед референдумом и президентскими выборами Чечня. Весна 2003 года. Фото: Блюэнн Изамбар (Bleuenn Isambard)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Выборы на трупах». Как Ахмата Кадырова сделали президентом Чечни

После прихода к власти клана Кадыровых Владимир Путин и его преемник Дмитрий Медведев получали стабильно высокий процент поддержки в регионе. Например, в 2008 году, когда Путин не мог переизбраться на третий срок подряд, в Чечне – уже управляемой Рамзаном Кадыровым – Дмитрий Медведев заработал 88,7% голосов. В 2012 году уже Путина «поддержали» 99,76% жителей. В 2018 году этот процент составил 91,44% голосов.

«Самые масштабные фальсификации»

Многочисленные эксперты признали прошедшие в марте 2024 года выборы самой массовой фальсификацией за всю историю современной России. Электоральный эксперт Иван Шукшин заявил о вбросе порядка 22 млн голосов, который он обнаружил, используя метод Кислинга – Шпилькина. Суть его в том, что соотношение голосов, отданных за разных кандидатов, не должно меняться в зависимости от явки. Если с увеличением явки результат одного из кандидатов резко растет, это свидетельствует о подтасовке.

По тому же методу проанализировали выборы эксперты проекта Cedar (Center for data and research on Russia) – однако они рассматривали не только последние президентские выборы, но все электоральные процессы с 2000 по 2024 годы.

Эксперт проекта на условиях анонимности объяснила редакции Кавказ.Реалии, что аналитики отталкиваются от предположения о том, что какое-то количество участков в регионе остаются честными, и по ним можно судить, каков был бы реальный результат в регионе. В Чечне таких участков практически нет, поэтому данный метод в республике не работает.

В Cedar отметили, что в нулевых тотальные фальсификации уже наблюдали в Дагестане, Ингушетии, Тыве и Кабардино-Балкарии, позднее к ним присоединилась и Чечня. Однако эксперт говорит, что в данных ЦИКа нет информации по выборам в Чечне в 2000-х.

«Мы можем говорить о Чечне только с 2003 года – тогда фальсификации сразу были массовыми. Хотя нельзя исключать, что меньшинство честных участков тогда все же были», – говорит эксперт.

По ее словам, самые неприкрытые фальсификации в регионе наблюдались на президентских выборах в 2012 году – тогда практически на всех участках результат был почти ровно 100%. На остальных президентских выборах «целились» в 90–95% и по явке, и по результату.

При этом некоторые положительные тенденции наблюдались на выборах в 2018 году – тогда в Чечню по призыву Навального приехали независимые наблюдатели из других регионов.

«Тогда, в отличие от других лет, в Чечне хорошо был заметен ряд участков, где результат похож на честный, — с явкой примерно от 30 до 80% и результатом, как правило, от 60 до 80%. В то же время почти на всех остальных участках результат и явка были выше 90%, а обычно даже ближе к 95%. В другие годы никаких следов «честных участков» в Чечне уже не было. Но даже в 2018-м их все еще слишком мало, чтобы использовать их для статистического анализа нашим методом», – признался эксперт Сedar.

Чечня – пионер фальсификаций?

К 2024 году Чечня стала особенным регионом для экспертов, которые говорят о фальсификациях. Например, член совета движения «Голос» Давид Канкия в эфире канала «Настоящее Время» назвал происходящее «чеченизацией голосования по всей стране».

Впрочем, другой представитель движения «Голос», имени которого мы не можем называть из-за репрессивного законодательства в отношении «нежелательных« организаций, рассказал редакции, что фальсификации в Чечне принципиально не отличаются от вмешательств в электоральный процесс в других регионах странах.

«Мировая и российская история знает много способов фальсифицировать итоги выборов. Они все примерно одинаковые. Нет никакой разницы – это Чечня, Кузбасс или, например, Беларусь с Балканами», – считает эксперт.

Политолог Руслан Айсин полагает, что другие регионы России действительно «догоняют» Чечню по выборным методам, которые раньше считались сугубо локальными. В качества примера он назвал принудительное голосование, почти стопроцентный результат за кандидата от власти, применение карательных методов и «карусели».

«Это все сейчас постепенно переходит на общероссийский формат, особенно, конечно, на оккупированных территориях Украины, потому что очевидно, что там есть недовольство населения. Чем больше оно растет, тем больше есть необходимость его подавлять, закручивать гайки. Путинский режим перешел в ту стадию, когда ему наплевать на свой имидж, на то, как это будет выглядеть снаружи, на то, как отреагирует Запад. Никаких сдерживающих крючков, чтобы не масштабировать опыт Чечни, в общем-то, нет», – полагает Айсин.

По его мнению, подобные практики будут распространяться не только на выборы.

«Сейчас принимает вполне реальные очертания кадыровская форма правления российским государством: то есть клановость, открытый террор, открытое пренебрежение законом, безмерный культ личности и культ силы», – утверждает политолог.

Однако российское политическое пространство практически очищено от кланово-семейных принципов отношений, считает политэкономист и эксперт по Кавказу, который пожелал остаться анонимным. Поэтому он сомневается в возможности дальнейшей «кадыризации» политического процесса. По его мнению, пассивное отношение общества к манипуляциям на выборах связано с ощущением «патриотизма».

«Я думаю, что подавляющая часть населения в стране понимает: наше голосование не соответствуют стандартам демократизации. И это принимается как необходимость, потому что страна находится в состоянии войны. Можно ли это свести к кавказской модели? Я думаю, что это все-таки нечто другое», – полагает эксперт.

  • Впервые проходившие три дня выборы президента России запомнились недопуском независимых кандидатов, фальсификациями и задержаниями активистов. В то же время, несмотря на репрессии и запугивание, в крупных городах, в том числе в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде, прошли анонсированные оппозицией акции «Полдень против Путина».
  • В этот раз принять участие в голосовании жителей Чечни активно призывало и духовенство. Сайт Кавказ.Реалии разбирался, как в регионе использовали религиозный фактор.
  • Движение в защиту прав избирателей «Голос» выпустило заявление по итогам президентских выборов в России, на которых снова победил Владимир Путин. Лейтмотивом этих выборов стало слово «имитация», пишет «Голос»: имитация законности, выбора, агитации, наблюдения, оппозиции и конкуренции, открытости и гласности, независимости избирательных комиссий, суверенитета народа. Имитацией не стало лишь насилие над народом как носителем суверенитета.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

30.03.24.