Арест двух подозреваемых в убийстве судьи Чувашова может означать окончательный разгром одной из самых кровавых групп националистов.
26 июня на съемной квартире во Владимирской области оперативниками ФСБ были задержаны двое националистов, находившихся в федеральном розыске, — Максим Баклагин и Вячеслав Исаев (оба 1985 года рождения). При задержании они пытались оказать сопротивление — и было с помощью чего: изъят пистолет-пулемет финского производства «Суоми», пистолет Макарова, ручная граната и боеприпасы.
Исаева и Баклагина искали в рамках расследования убийств федерального судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашева (12 апреля 2010 года) и антифашиста Ильи Джапаридзе (28 июня 2009 года). Судью, вынесшего жесткие обвинительные приговоры нескольким группам нацистов, застрелили на лестничной площадке своего дома в Стрельбищенском переулке. Уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие) и ст. 222 УК РФ (незаконное владение оружием).
Еще один подозреваемый в убийстве судьи — Алексей Коршунов (Коршун) тоже скрывался от правоохранительных органов: его разыскивали как соучастника убийства в январе 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой» Анастасии Бабуровой — следствию было доподлинно известно, что Коршун как минимум следил за адвокатом. Осенью 2011 года во время утренней пробежки на стадионе в Запорожье (Украина) бывший прапорщик Коршунов подорвался на гранате Ф-1, которую всегда носил в сумке и чека которой «для экономии времени» была заменена на какую-то булавку. Украинские спецслужбы обнаружили на съемной квартире Коршуна большое количество оружия и боеприпасов, а также поддельный паспорт.
Илью Джапаридзе убили рано утром 28 июня 2009 года на улице Перерва в Москве. Третий участник расправы — Юрий Тихомиров, именно он несколько раз выстрелил из травматического пистолета «Оса» в голову Ильи. Баклагин, как полагают сотрудники правоохранительных органов, нанес жертве 26 ударов ножом, а Исаев подвозил убийц на машине и ожидал их за углом. В апреле 2012 года Тихомирова приговорили к десяти годам строгого режима, сам он уверен, что «сдал» его именно Баклагин. Действительно, в 2010 году Максим Баклагин задерживался оперативными сотрудниками, был допрошен, однако отпущен.
По информации, которой располагает «Новая газета», обвинение вряд ли ограничится этим двумя эпизодами: оба задержанных могут быть причастны к целому ряду резонансных преступлений, совершенных в 2008–2010 годах. Все они — Баклагин, Исаев, Коршунов, Тихомиров вместе с осужденными за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой Тихоновым и Хасис — как раз и пытались создать пресловутый «БОРН» («Боевую организацию русских националистов»), которая взяла на себя ответственность за многое. А именно: за подрыв азербайджанского кафе в Москве 4 сентября 2008 года; «расстрел» двух мигрантов в подмосковном Луневе 4 декабря 2008 года; убийство таджика в том же городе 6 декабря 2008 года (его отрубленная голова была подброшена к зданию управы Можайского района Москвы); подрыв здания Кунцевского отдела Следственного комитета 26 августа 2009 года; убийство участника банды «Черные ястребы» Расула Халилова 3 сентября 2009 года.
Не факт, правда, что все эти события связаны непосредственно с «БОРНом» — ведь террористы любят для дополнительной «раскрутки» брать на себя не свое, но шумное.
Впервые о «БОРНе» серьезно заговорили после расстрела адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. Из прослушки разговоров их убийц — Тихонова и Хасис — стало известно о существовании других активных участников наци-подполья. Например, в этих беседах очень часто упоминались некие «северные». Судя по всему, речь шла как раз о Тихомирове, Баклагине и Исаеве, которые могли иметь отношение к «филиалу» организации «ОБ-88» в северном Подмосковье.
Коршунов и Тихонов, в свою очередь, также начинали «карьеру» в московском «ОБ-88» — одном из старейших объединений наци-скинхедов, действовавшем примерно с 1995 года. «Бригады» занимались избиением и убийствами мигрантов, погромами на рынках и в электричках. К середине двухтысячных деятельность объединения практически сошла на нет, но самые активные его участники ушли в подполье и стали формировать боевые группы из молодых националистов. Таких, например, как Баклагин и Исаев, имевших отношение к Автономной группе сопротивления (АГС) «Русский щит».
Судя по прослушкам Тихонова и Хасис, «северные» — то есть Баклагин и другие — могли иметь отношение и к убийству антифашиста Ивана Хуторского, который был застрелен 16 ноября 2009 года в подъезде собственного дома. «Русский щит» также брал на себя ответственность за убийство 24 декабря 2009 года чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева и за убийство таксиста из Армении, 47-летнего Соса Хачикяна. Абдуллаев был застрелен возле стадиона, когда шел с тренировки, Хачикян же убит выстрелом в голову в собственной московской квартире. Как раз после убийства Хачикяна «Русский щит» заявил, что в дальнейшем свои акции он будет проводить под именем «БОРНа». Кстати, задержанных Баклагина и Исаева было бы нелишне проверить и на причастность к убийству 10 октября 2010 года антифашиста Федора Филатова.
Если бы не арест Тихонова и Хасис, заставивший всех остальных «борновцев» броситься в бега, то в Москве могло пролиться еще больше крови. Так, опять-таки из прослушек и изъятых при обыске на съемной квартире Тихонова и Хасис бумаг, известно, что всерьез разрабатывался план нескольких убийств: одной из видных публичных фигур РПЦ, судей, сотрудников правоохранительных органов, журналистов и антифашистов.
Теперь «БОРН», скорее всего, окончательно разгромлен сотрудниками СКР и ФСБ. Однако учитывая сложившуюся разветвленную систему националистических организаций, вряд ли можно поручиться, что вскоре не появится какой-нибудь «БОРН-2».
29.06.12.