Главная » Все Новости » Политика » Затопленный Крымск стоит на могилах черкесских воинов.

Затопленный Крымск стоит на могилах черкесских воинов.

История города Крымска ведет свой отсчет с 3 мая 1858года, когда на левом берегу реки Адагум

было заложено Верхне-Адагумское укрепление (на возвышении у «Калабатовой могилы» — сейчас на этом месте пересечение улиц Крепостной и Комсомольской). Его сооружение осуществлял отряд под командованием наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-майора Г.И. Филипсона. Затем в укреплении была размещена штаб-квартира 73-го Крымского пехотного полка. Позднее укрепление было переименовано в крымское, а приказом № 332 по Кавказской армии от 25 июля 1862 года на левом берегу Кубани образованны первые 25 станиц, в том числе и Крымская (на месте бывшего укрепления). Первыми поселенцами стали 140 отставных солдат, пожелавших поселится возле крепости и штрафные казаки, присланные из других регионов. Всего 201 семья.

city-krymsk.ru

Правительство Александра II, едва разделавшись с Крымской войной (1853-1856 гг.), решает продолжить наступление на черкесов со стороны реки Кубань. После подписания Парижского мира весь закубанский край остался за Россией, однако многочисленные черкесские субэтносы, населяющие лесистые предгорья, продолжали вести борьбу против царских войск.

Исполняя царскую волю, главнокомандующий Кавказским корпусом и наместник Кавказа генерал Н.Н. Муравьев-Карский (1794-1866 гг.) дает в 1956 году указание атаманам казачьих войск начать широкое наступление и по мере продвижения войск устраивать укрепленные линии вдоль рек. Для этой цели атаман Черноморского войска Г.И. Филипсон создает девять отрядов. Главным из них по своей силе и значению становится Адагумский отряд под командованием полковника П.Д.Бабича.

В устье реки Адагум отряд прибыл в конце апреля 1857 года, стал лагерем и в течение месяца занимался вырубкой леса на месте предполагаемого укрепления, строительством моста через реку Адагум и прокладкой дороги к Кубани.

25 мая при торжественном молебне и окроплении святой водой всего места было заложено Нижне-Адагумское укрепление (х. Новотроицкий), чем было положено начало Адагумской укрепленной линии.

Горцы всячески препятствовали строительству, устраивая вооруженные нападения и перестрелки. Возникла необходимость более надежно запереть выходы с гор на равнину. И 3 мая 1858 года на среднем течении реки Адагум на возвышенном месте у левого берега с древним курганом (так называемая «Калабатова могила» — по преданию здесь похоронены натухайский князь Калабат со своими воинами, а также шапсуги и абадзехи, т. е. союзники и неприятели, погибшие в Бизюкском сражении) устраивается Адагумское укрепление, где расквартировывается 73-й Крымский пехотный полк, получивший свое название за активные действия в Крымской войне 1853-1856 гг.

Укрепление должно было оберегать подступы к уже заселенным и заселяемым местам Прикубанья и ближнего Закубанья от набегов горцев. Кроме того, через него осуществлялась связь города Екатеринодара с Черноморской береговой линией.

Экспедиционные отряды, занимавшиеся строительством дорог, новых укреплений и коммуникаций, использовали его как перевалочную базу. Здесь отряды отдыхали, меняли лошадей, пополняли запасы продовольствия и фуража.

Место было выбрано очень удачно, так как отсюда все хорошо просматривалось, а также рядом были вода и лес. Укрепление было обнесено валом с частоколом и окружено широким и глубоким рвом.

На кургане располагалась 16-я пушечная батарея. По углам укрепления были установлены сигнальные вышки. Поскольку экспедиционные обозы с припасами для Черноморской линии насчитывали иногда до 2000 возов, территория укрепления была большой и ограничивалась примерно нынешними улицами — Комсомольской, Комарова, Западной, частично Фадеева (от ул. К. Либкнехта), естественной границей была река Адагум.

Внутри укрепление обустраивалось по принципу Запорожской Сечи. В центре — походная церковь, вокруг которой на плацу мог построиться весь гарнизон. По периметру плаца располагались казармы, далее конюшни, хозяйственные постройки, учебные полигоны и прочее. После размещения в укреплении штаб-квартиры Крымского полка оно стало называться Крымским.

Службу в укреплении вряд ли можно было назвать спокойной. Набеги агрессивных горцев не прекращались, они постоянно держали гарнизон в напряжении. Частые перестрелки, непосильный труд и лихорадка уносили жизни многих солдат и офицеров. Часто их приходилось хоронить прямо в склонах или даже на территории укрепления. Ведь любому, вышедшему за периметр, угрожали меткие черкесские пули. Самых достойных, отличившихся в бою, хоронили у походной церкви в освященной земле.

Крымский полк участвовал в многочисленных экспедициях и стычках с горцами, закончившихся полным покорением Западного Кавказа.

Боевая служба крымцев на Кавказе была отличена пожалованием всему полку знаков на шапки с надписью: «За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 году».

krymsk.ru

Однако, в последнее время в Крымске прошла волна не только воды, но и попыток переписать историю, сфальсифицировав ее в пользу русских переселенцев-колонизаторов.

Вот что сообщает media-kuban.ru

Памятнику первопоселенцам -ДА!!

Разоритель крепости?

Не надо быть историком, но надо перерыть ворох книг, перечитать черкесский эпос, чтобы понять, что это — миф.

Начало этому положил начальник штаба Крымского 73-го пехотного полка Н. Д. Протасов, он же и биограф полка, записавший со слов местного жителя, что в одном из двух курганов захоронен князь Калабат, в другом — 800 воинов.

Что же представлял из себя тот князь? Жил он в ауле Калабат, ныне станица Нижнебаканская. По мнению профессора Ф. А Щербины, «князь племени натухайцев Калабат-оглы из рода Супако (один из первых) сам изъявил покорность России» еще в начале XIX века.

Да так оно и было. Но тот, кто (в то время) поймет хитрый нрав горца, а тем более поверит ему, будет очень сожалеть. Об этом говорит и историк Кубанского войска И. Д. Попка. Калабат «повреждал работы по строительству турками крепости Анапа, за что прозван Калабатом — Разорителем крепости».

Где же и во имя чего погиб Калабат? В. А. Соловьев, повторяя ошибку прежних авторов, уточняет: «Пушечные батареи южной стороны были установлены на двух древних курганах, под которыми, как говорит легенда, захоронены союзники и неприятели, погибшие в Бзиюкском сражении. Под большим лежат шапсуги и абадзехи, а под малым — так называемой Калабатовой могилой — сам князь Калабат со своими воинами-натухайцами».

В таком случае из-за чего, когда и где произошла та самая Бзиюкская битва? Прежде — некоторая историческая справка. В конце XVIII века вслед за Францией революционные настроения наблюдались и на побережье Черного моря. Черкесы восстали против своих князей и даже изгнали их из своих племен. Этим воспользовался князь бжедугов Баты-Гирей. Бжедуги не только сохранили верность своим князьям и старинному феодально-рыцарскому устройству, но и дали убежище шапсугской и абадзехской эмиграции. Баты-Гирей значительно расширил свои земли за счет обезглавленных по своей же вине шапсугов и абадзехов. Натухайский князь Калабат присоединился к Баты-Гирею (был в родстве и оба были «в дружбе с русскими»). Вспыхнула война, и бжедуги обратились за помощью к черноморским казакам. Не рассчитав последствий, казаки перешли за Кубань в черкесские земли и там приняли участие в знаменитой Бзиюкской битве. Вот что говорит С. Броневский (1823 г.), наиболее ранний повествователь момента: «…10 июня 1796 года произошла Бзиюкская битва; сражалось до 50 000 человек. В битве погибло до 800 шапсугов и абадзехов, погибли натухайский вождь Калабат и сам Батыр-Гирей, но союзники были разбиты». Бзиюкская битва положила начало ненависти и полувековой борьбе черкесов с русскими. Вот во что оборачиваются ошибки командиров, в данном случае — атамана Захария Чепиги.

Битва

Враги встретились «на берегах Бзиюка, ручейка ничтожного, но давшего имя достопамятному дню (Бзийказаор). Полагают, близ нынешней Новодмитриевской станицы (за станицей Северской)», — со слов писателя-историка В. В. Потто. И если до этой битвы казаки и черкесы относились по-соседски друг к другу, то их отношения позже коренным образом изменились.

По рассказам участников битвы, она произошла в том месте, где позже был установлен Хомутовский пост. Казаки переправились за Кубань и, отошедши версты две, остановились. Другой участник битвы рассказывал: «Однажды приехал к нам в гости приятель бжедуг и рассказал, что у них в горах жить стало трудно, что шапсуги и абадзехи хотят во что бы то ни стало выгнать бжедугских князей, и что они приехали с тем, чтобы просить атамана о помощи. (Чистая уловка!). Дней через пять после этого был действительно получен наказ от куренного собраться нашей сотне и идти в Екатеринодар. Вот и на мою долю выпало побывать в этом поганом деле. В Екатеринодаре дали нам одну поганеньку пушку и повели нас к тому месту, где теперь Хомутовский пост. Здесь переправились мы за Кубань и, отошедши версты две, остановились. К рассвету к нам подошли три-четыре тысячи бжедугов, а спустя немного дали знать, что идут и наши противники. День был отличный и жаркий, на небе — ни облачка. Кругом нас расстилались большие леса, виднелись богатые аулы и ходило множество стад… Видно было, что дело шло не на грабеж, а просто на рыцарскую потеху. Как только показались шапсуги, бжедугский князь попросил есаула стрельнуть из пушки. Стрельнули. Шапсуги в ответ на это пустили целые тучи стрел, дали залп и кинулись в шашки. Наша сотня стояла в стороне и, собственно, в битве не принимала никакого участия, а смотрела так, как на какую-то комедию». Бжедуги выигрывали сражение, но были убиты Баты-Гирей и Калабат, войска в панике рассыпались.

«Бжедуги долго, на самом месте сражения, оплакивали своего князя, положенного под небольшим одиноко растущим дубом, молодым до того, что ветви его гнулись от бурок, защищавших труп убитого князя от лучей солнца. Еще недавно некоторые горцы указывали этот дуб, названный Батыгиреевским дубом». Можно утверждать, что и прах Калабата находится там же.

Другой взгляд

Но есть и другой взгляд на происхождение выражения «Калабатова могила», чисто литературный. Заглянем в знаменитый словарь В. И. Даля. Прежде всего находим, что «калабашка» — «грубо обделанная деревянная посуда, приборы»; «калабуха» — «ком»; «калабудка» — «шалаш, сторожка» (южно-российское).

Еще интереснее слово «калба» — род дикого лука, которого много было в заречье Адагума, в горах, но мало на ее казачьем левобережье. В 1857 году из трех тысяч служивых в Нижне-Адагумском укреплении за пару месяцев от малярии вымерло более двух третей, что заставило перенести это укрепление на возвышенное место вверх по течению и построить заново Верхне-Адагумское. Еще 20 февраля 1831 года распоряжением по войскам было предписано собирать и закупать у горцев калбу (черемшу), к седьмому апреля госпиталь в Екатеринодаре получил ее 10 пудов (160 кг). Рассчитывались с горцами самым дорогим меновым товаром — солью.

Представьте себе разлив Адагума и чувства при этом казаков? «Могила калбе» — говорили они с горьким сожалением, стоя на высоком левом берегу, который и прозвали «урочищем калабатовой могилы», ведь урочище, по тому же В. И. Далю, может быть всякий природный приметный знак: речка, гора, овраг и даже пень. Так и в Краснодаре это обозначено как «урочище Калабатова (может, Калбатова) могила».

Мы торопимся, нам некогда обращать внимание на всякие мелочи… Но в истории нет понятия человеко-час, история пишется жизнями.

Я не могу претендовать на абсолютную достоверность изложенного. Это работа историков, археологов, антропологов, географов, но пора восстановить истинную картину родословной нашего города. Вопрос в том, способны ли мы это сделать сейчас.

По-моему, пора возвратить эту землю (кстати, кто хозяин этого участка?) законному хозяину — казачьему обществу, объявить всеобщий сбор пожертвований, найти спонсоров, пригласить специалистов, вскрыть холм и разрубить гордиев узел, а над курганом возвести красавец-памятник первопоселенцам и Крымскому 73-му пехотному Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича полку.

Вспомним слова писателя -патриота, историка кубанских земель, генерал-майора Никиты Ивановича Вишневецкого: «Кубанцы! Не сочтем трудом, проверим наше прошлое, оглянемся вокруг, посмотрим на настоящее, а затем подумаем о том, так ли у нас делается, как у других (просвещенных) народов…»

Николай ВАСИЛЕНКО, пенсионер, Крымск.

В каталоге памятников истории и культуры Краснодарского края курган на пересечении улиц Крепостной и Комсомольской обозначен как М № 63 и находится на землях Крымского городского поселения.

Таким образом, город, названный в честь полка оккупационных войск царской России, не тотолько стоит на могилах черкесских воинов, но и производятся попытки объявить это вымыслом. Более того, как мы видим, звучат призывы отдать черкесскую землю, землю отнятую у черкесского народа входе вековой Русско-Черкесской войны, «истинному хозяину» — казачеству….

http://www.hekupsa.com/publikatsii/zatoplenniy-krimsk-stoit-na-mogilach-cherkesskich-voinov

ИА «Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии»

 

25.07.12.