Главная » Все Новости » События » Компромат на Удальцова собирал белорусский КГБ

Компромат на Удальцова собирал белорусский КГБ

Скандальный фильм «Анатомия протеста-2» стал лишь поводом для возбуждения уголовного дела по статье «Организация беспорядков» против оппозиционера Сергея Удальцова и двух его единомышленников. Эксперты считают, что у спецслужб и раньше была информация о том, что Удальцов готовит в России, в частности в Москве, крупные акции и даже теракты, поэтому он уже давно находился в оперативной разработке. Источники «Известий» в спецслужбах утверждают, что собирать компромат на оппозиционера российским силовикам помогал белорусский КГБ.

Сергей Удальцов попал под масштабную проверку Генпрокуратуры и Следственного комитета 6 октября — на следующий день после выхода на телеканале НТВ фильма-компромата «Анатомия протеста-2». По мнению следствия, в одном из сюжетов показано, как Удальцов, его помощник Константин Лебедев и помощник депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонид Развозжаев встречались в Минске с грузинскими политиками и обсуждали с ними различные акции, в том числе и теракты.

Удальцов побывал в СКР на нескольких допросах, после чего официальные представители ведомства сообщили, что он якобы признал факт встречи с иностранными политиками с целью поиска легального финансирования. Сам Удальцов назвал это уткой. «Категорически опровергаю получение денег, указаний от иностранных служб», — написал он в своем микроблоге после допроса. Последний допрос Удальцова прошел 11 октября.

Белорусский след

17 октября в 6 часов утра несколько групп оперативников и следователей СКР нагрянули с обысками в съемную квартиру Удальцова в районе Нагатинский Затон, а также к его родителям на улицу Добролюбовскую. Обыски стали полной неожиданностью как для самого Удальцова, так и для его адвокатов Виолетты Волковой и Николая Полозова.

Вскоре выяснилось, что поводом для мероприятий стало возбужденное СКР уголовное дело по ст. 212 УК РФ («Приготовление к организации массовых беспорядков»).

— Установлено, что голос, в том числе имеющийся в сюжетах, снятых скрытой камерой видеонаблюдения, в фильме «Анатомия протеста-2» принадлежит Удальцову, а встреча, фрагменты которой показаны в фильме, происходила во второй половине июня 2012 года в жилом помещении в Минске, — заявил «Известиям» официальный представитель СКР Владимир Маркин.

По ст. 212 УК РФ Удальцову и другим фигурантам этого дела грозит до 10 лет лишения свободы. Если следствию удастся доказать их причастность к подготовке терактов, это может закончиться для них даже пожизненным сроком.

Эксперты считают, что Удальцов уже давно попал в оперативную разработку спецслужб, а сам фильм стал поводом для возбуждения уголовного дела и полноценного расследования.

— Следственный комитет возбудил уголовное дело для того, чтобы в его рамках проверить информацию из фильма. Не надо думать, что это просто какой-то сигнал оппозиции. Речь в фильме идет об очень серьезных вещах, — считает депутат Госдумы Александр Хинштейн. — Материалы, вошедшие в фильм, совершенно очевидно сделаны с использованием оперативно-технических приемов.

Источник «Известий» в спецслужбах заявил, что собрать компромат на Удальцова и людей из его окружения российским чекистам помогли белорусские коллеги.

Замглавы белорусской правозащитной организации «Весна» Владимир Лобкович согласен с этой версией.

— Я не думаю, что Удальцов вел какие-то серьезные переговоры, потому что в Минске это невозможно сделать, не попав в поле зрения нашего КГБ, — пояснил «Известиям» Лобкович. — Безусловно, эти записи — продукт взаимодействия ФСБ и КГБ.

Он также пояснил, что в Белоруссии стала нормой дискредитация оппозиции через создание подобных информационных продуктов, которые невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.

Официальные представители КГБ Белоруссии и ФСБ России отказались прокомментировать «Известиям» ситуацию вокруг Удальцова и фильма «Анатомия протеста-2».

Оппозицию взяли под колпак

Бывший сотрудник КГБ, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков считает, что разработка Сергея Удальцова была проведена по классическому сценарию спецслужб.

— Компромат на Удальцова искали уже давно, да и сама эта запись переговоров с грузинским деятелем была сделана еще весной, — пояснил Геннадий Гудков. — Удальцов — слишком заметная фигура, власти боялись обвинений в развязывании репрессий, поэтому не стали сразу использовать материал и ждали до осени, пока пройдут массовые акции.

По словам Гудкова, компромат на Удальцова был сознательно «слит» на НТВ. Он считает, что таким образом силовики избавились от необходимости объяснять, откуда у них взялась незаконная съемка скрытой камерой, то есть фактически легализовали через НТВ собранный на оппозиционера компромат.

— Теперь в положении Удальцова может оказаться каждый видный оппозиционный деятель, ведь они все под колпаком, — говорит Гудков.

Бывший оперативник МВД, адвокат Евгений Черноусов также считает, что компромат на Удальцова собирали далеко не журналисты и не частные лица.

— По всем признакам, уголовное дело и обыски у Удальцова — это, говоря языком сыщиков, реализация оперативной информации, — заявил «Известиям» адвокат Евгений Черноусов.

Гостайну отдали журналистам

Адвокат поясняет, что ФСБ могла следить за Удальцовым, если у чекистов была информация о возможной подготовке оппозиционером неких акций.

— Материалы разработки являются секретными, поэтому возникает вопрос, как записи попали на НТВ, — заявил «Известиям» Черноусов. — Передача таких сведений возможна только при соответствующем постановлении о рассекречивании. В противном случае это серьезнейшее должностное преступление.

Он также напомнил, что если доказательства по делу добыты с нарушением закона, то они признаются недопустимыми. Получается, что ФСБ не сможет признаться в передаче материалов на телевидение. Однако следствию необходимо будет выяснить их происхождение.

— Тут следствие загнало себя в ловушку. Если снимали не спецслужбы, а частные лица, тогда налицо состав преступления по ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», — говорит адвокат.

Юрист предполагает, что на Удальцове СКР «обкатает» новую и не совсем законную схему.

— Сначала и оппозиционеру добавят новые статьи УК, в том числе и по подготовке теракта, а затем, если дело не развалится, начнут применять подобные методы и в отношении его единомышленников, — пояснил адвокат.

Экс-глава аналитического управления КГБ СССР Владимир Рубанов также считает, что если фильм был частью оперативной игры следствия — это недопустимый прием.

— Реализация оперативной информации через НТВ — это явное нарушение закона. Оперативная информация должна легализоваться совершенно другим способом, — пояснил «Известиям» Рубанов. — Если это была оперативная разработка, то она является гостайной, и тогда возникает вопрос, кто выдал ее журналистам, на каком основании, и против этих людей нужно возбуждать уголовное дело.

Иное мнение о происхождении компромата на Удальцова у сенатора от Калининградской области Николая Власенко.

— Важная информация может быть доступна не только спецслужбам, и в этом нет ничего страшного, — говорит Власенко. — Для меня как сенатора было важно, насколько изложенные факты в фильме были объективными. Ведь речь шла о госизмене. А это уже тягчайшее преступление во всех странах.

По словам Власенко, судя по фильму, в качестве объекта акций заговорщики выбрали Калининград, потому что это закрытая территория, сюда очень сложно будет перебрасывать войска. Планы оппозиционеров по Калининграду были вполне конкретными, поэтому сенатор не исключил, что подобные акции готовились и в других регионах.

У Удальцова еще есть шанс

Источник «Известиям» в спецслужбах пояснил, что в рамках возбужденного против Удальцова уголовного дела могут быть назначены две экспертизы — фоноскопическая и техническая.

— В рамках проверки, которая длилась 10 дней, были проведены исследования, лишь подтвердившие, что на пленке голос Удальцова, а сама запись не имеет признаков монтажа, — пояснил «Известиям» источник. — Но эти документы не имеют доказательной силы и должны быть еще раз подтверждены экспертами.

Один из экспертов-криминалистов пояснил «Известиям», что Удальцову могут помочь ряд других исследований.

— Например, необходимо заключение лингвистов о смысле произнесенных им фраз, — пояснил «Известиям» собеседник. — Также возможно назначение психолого-лингвистической экспертизы, однако следователи в нем не очень заинтересованы.

Он рекомендовал защите Удальцова затребовать для изучения всю запись, а не тот фрагмент из «Анатомии протеста-2», который стал объектом интереса СКР, так как часть разговора может не отражать общего смысла намерений говорившего, а может быть, например, обсуждением сценария фильма или спектакля.

Источник: izvestia.ru
18.10.12.