Главная » Все Новости » Главная новость » Чеченцы в Грузии: чаяния и тревоги

Чеченцы в Грузии: чаяния и тревоги

«Общность религии ничего не значит, когда нации отличаются друг от друга по нраву».

(Николоз Бараташвили – грузинский поэт и общественный деятель)

Мистер Бараташвили сказал эти слова касательно России и был прав безусловно. А наша общность с грузинами во нраве, к сожалению, нам, чеченцам, практически ничего не дала и Грузия всегда находила общий язык с империалистической Россиeй легче и раньше, чем с близким по духу и культуре чеченским народом – тысячелетним соседом. Затаив дыхание мы каждый раз ждали потепления в наших отношениях, но надежды рушились каждый раз, когда власть жертвовала нами ради своих жалких и беспринципных заигрываний. Нам же оставалось лишь проявлять терпение и надежду на лучшее, при этом храня и улучшая свои отношения с простым и добрым грузинским народом.

И вот очередные политические перемены в Грузии опять породили как надежды, так и тревоги в среде чеченцев, живущих на ее территории. Надежды относительно перемен к лучшему во взаимоотношениях наших народов, а тревоги – с дальнейшей политикой циничного эксплуатирования чеченцев и чеченской тематики в собственных политических целях. Впрочем, как это было и прежде при Шеварднадзе и Саакашвили, когда чеченцы использовались в качестве разменной монеты (откупа) для «задобрения» большого и злого соседа, каждый раз когда это было необходимо.

Помнится, что пришедшая к власти «Грузинская Мечта» обещала и продолжает обещать наладить отношения с Москвой, но как, пока не объяснила. Этим вопросом задаюсь не только я – гадают все. Путем пожертвования своих отторгнутых территорий? Вряд ли – грузинский народ не позволит этого. В свете текущих глобальных событий, чего московская верхушка может желать от Тбилиси? Коридор к своим базам в Армении? Так с чего же могут начаться очередные заигрывания между Москвой и Тбилиси? Есть тревожная информация и предпосылки полагать, что некоторые «ястребы» в грузинской политике могут попытаться использовать Панкисское ущелье с его «ваххабитами» в качестве арены для начала нового флирта. Там могут легко «нарисовать» и Имарат Кавказ, и международных террористов и если угодно, саму Аль-Каиду тоже.

При всей моей любви к грузинскому народу отмечу, что свежие события, произошедшие в ущелье Лапота, с гибелью граждан, как ЧРИ, так и Грузии, есть лишнее доказательство наличия провокационных сил в числе высшей грузинской политико-силовой структуры, работающих отнюдь не на благо Грузии. Напомним, что по данному обстоятельству хотя и ведется расследование, виновные пока не выявлены и никто не наказан (уволен зам-министра внутренних дел Георгий Лорд-Кипанидзе и еще два чина среднего ранга), а вопросов в деле больше чем ответов. Было бы глупо, конечно, обвинять всеx и вся в грузинском руководстве в этом преступлении, однако наличие в их среде фактора, что способствовал (а то и планировал) зарождению и воплощению этой этически мерзкой «операции» с использованием молодых жизней, скорее вероятно.

Все говорит о том, что операция готовилась на российской стороне границы, органами ФСБ и минобороны России, и переход группы из Грузии через границу в Дагестан стал бы вполне достаточным основанием (есть все основание полагать, что операция по формированию группы чеченцев и кистинцев на территории Грузии, через подставных лиц в кавказском подполье и дальнейшее их «прохождение» через границу, была часть операции российских военных учений «Кавказ 2012». Ведь на территорию Дагестана были переброшены огромные военные силы) рассматривать данный инцидент, как акт агрессии против «дружелюбной» России со стороны «враждебной» Грузии. Можно было бы спокойно наводить «порядок» и вешать Саакашвили за обещанное место, так как прецедентов для этого в международной политике создали массу. В этом контексте становится понятно почему грузины не могли допустить проникновения данной группы на территорию России – это стало бы суицидом для режима Саакашвили и сворачиванием грузинской независимости и реформ. Более того, есть информация, что в Тбилиси додумались до того, что той же пресловутой группе молодых чеченцев хотят приписать якобы несостоявшееся покушения на лидера Грузинской Мечты – Иванишвили по заказу самого Саакашвили.

Также хотелось бы отметить, что в числе не расследованных преступлений против чеченских беженцев на территории Грузии имеются бесследные исчезновения наших соотечественников (среди которых есть и официальные лица), пытки, похищения и экстрадиции в третьи страны и масса других преступлений совершенных грузинскими властями в разное время в нарушение всех международных правовых норм. Очень глупо и некомпетентно было бы полагать, что чеченец «загнанный в загон и ожидающий забоя», будет проявлять перманентную пассивность; пренебрегать его терпением, в то время, как ты создаешь в нем ощущение «сакрального жертвенного животного». И если под выше изложенными опасениями все-таки есть почва, то это может стать последней каплей в чаше доверчивости и детской наивности чеченцев относительно «гостеприимства» грузинского государства. А окончательно испортив эти отношения с народами Северного Кавказа, Грузия рискует остаться без симпатий, которых ей, в свете надвигающихся событий, будет жутко не хватать, и навлечь на себя массу лишних и ненужных ее народу хлопот. И в любой политико-теологической среде не только чеченцев, но и Кавказа в целом, ее деятелям (нынешним и будущим) будет очень сложно объяснить социальным массам, за что они должны проявлять симпатии к грузинскому государству.

В качестве сжатой справки напомним, что несмотря на то, что в августе 2002 года специальным распоряжением Президента ЧРИ Аслана Масхадова, в Панкисское ущелье Грузии был направлен (по просьбе грузинской стороны) человек (представитель), который по большей части и стал причиной того, что ситуация была разрешена мирным образом – вооруженные формирования чеченцев (в ущерб собственным интересам) были расформированы, а часть передислоцирована в Чечню. Оставшиеся люди – просто беженцы, которым грузинское руководство и международные организации, обещали покой и защиту. Одним словом, любые вооруженные подразделения чеченцев просто перестали существовать на территории Грузии еще с начала 2003 года, однако тема Панкиси и якобы чеченских боевиков, живущих там, непрестанно муссируется и по сей день.Мы то и дело слышим небылицы о бородатых ваххабитах, представляющих угрозу то России, то Грузии, или той и другой одновременно – все зависит от текущей пропагандистской повестки.

В этой связи стоит еще отметить, что в 2002 году просьба о помощи в Панкисском вопросе поступила со стороны грузинских чиновников, и чеченское руководство тогда откликнулось незамедлительно. Адресованные нам грузинской стороной вопросы были решены ценой пожертвования собственными стратегическими интересами и нечеловеческими усилиями чеченской стороны ради сохранения мира между нашими народами. И было бы несправедливо не заметить огромную роль, что сыграл в этом процессе Иракли Аласания – новый министр обороны в правительстве Бидзины Иванишвили. Он, как непосредственный участник тех событий, знает хорошо, как и ценой каких усилий с нашей стороны был решен вопрос Панкиси. Нам тогда, в тесной увязке с грузинскими органами под руководством Аласания, удалось практически урегулировать то напряжение, которое искусственно создавалось и нагнеталось основными игроками в регионе (по вполне понятным причинам) на протяжении двух предыдущих лет. При этом ни один грузинский солдат не был даже ранен в процессе решения вопроса. Грузинские села, ранее находившиеся под контролем (в хорошем смысле этого слова) чеченских ополченцев, мирно и согласованно перешли под контроль Тбилиси. Это былo очередным блестящим шагом чеченской дипломатии.

Соответствующие органы в Грузии (как и положено) отрапортовали об успешной «операции» по зачистке Панкисского ущелья от «бандформирований». Должностные повышения и звания были распределены между грузинскими чиновниками разных рангов. Россия конечно назвала все бредом. Чеченская же сторона, которая сыграла ключевую роль в мирном решении панкисского кризиса осталась скромно рукоплескать «виртуозам» за кулисам и, ни Грузия, ни тем более международные институты, даже не упомянули o роли Аслана Масхадова и заслугах чеченской дипломатии в этом процессе. Странно (звучит даже парадоксально и сомнительно для слуха обывателя избалованного мифом о «злом чечене, который продолжает ползти на пресловутый берег и точит свой злополучный кинжал»), но мы даже не пытались оспаривать официальную интерпретацию Тбилиси по данной теме – в данном деле нам нужен был обоюдно благополучный исход, а не лавры. Мы предпочли не опровергать, уже заявленную грузинским режимом, версию событий по решению панкисской проблемы, так как надеялись на его понимание и здравомыслие.

Теперь же, когда мы убеждаемся, что становимся «овцами на забой» в разных играх, в том числе и наших грузинских друзей, нас не могут не тревожить новые слухи о новых тенденциях в новом руководстве Грузии. Достоянием ограниченной (пока) публики стала информация о том, что новые грузинские власти намерены «зачищать зачищенное». На этот раз целью могут стать чеченцы, живущие в Панкиси с начала 1999 года – те самые чеченцы, что остались жить в ущелье как беженцы. Вероятно, таким образом Тбилиси планирует попытаться «наладить диалог» с Кремлем – восстановить возможно разорванные в 2008 дипломатические отношения, опять же на горе и страданиях нашего народа. Возможно, репрессии пройдут под флагом борьбы с терроризмом и экстремизмом, так набившим оскомину, тем более тема сегодня актуальна как никогда. Заметьте, что мы сами пытаемся бороться с деструктивными проявлениями в наших диаспорах за рубежом, но ни в коей мере не можем смириться с произволом над нашими братьями и сестрами и явными проявлениями циничной эксплуатации данного вопроса. Попытки провокаций и репрессий относительно мирных граждан Чечни, временно размешенных в Грузии, найдут адекватную реакцию со стороны чеченцев.

Безусловно, Грузия и ее народ сделали массу доброго в сложные для нас времена и мы помним и чтим каждый жест в наш адрес. И мы всячески пытаемся отплатить добром за добро, но позволить себе быть использованными многократно в грязных конспирациях, мы уже не можем. В этой связи, мы искренне надеемся, что в братской Грузии, в конечном счете возобладают здравые и конструктивные силы, что найдут другое применение нашим соотечественникам на своей территории и перестанут делать политику на нашей крови. Ведь чеченцы, со своей стороны, несмотря ни на что, делали все возможное для того, чтобы мы не были использованы в антигрузинской политике в регионе и всячески стараемся умножить симпатии и сочувствие вайнахов относительно грузинского народа и государства. И по этой причине мы так же призываем грузинский народ, общественных деятелей и релевантные организации в Грузии и за ее пределами обратить внимание на подобные проявления и тенденции и сделать все, чтобы защитить наших граждан от возможных репрессий.

И завершая свой текст, в частности хочу обратится к Ираклию Аласания персонально – мне было приятно и надежно работать с Вами в тот ответственный период, Иракли, и я ценю Вас как личность прежде всего. Несомненно, Грузия приобретёт в вашем лице – не потеряет. Верю, что Вы остались тем же порядочным мужчиной и патриотом, с которым мне довелось иметь дело, и я также верю, что коварство и вероломство не в Вашем стиле. Я не понаслышке знаю, как Вы любите Грузию, свой народ и своих детей, и я хочу чтобы Вы помнили, что мы любим своих не меньше. Всех вам благ!

Адаман Иса, — Лондон, Великобритания

Отдел мониторинга

Chechenews.com

08.11.12.