Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»
Оппозиция сама сунула голову в петлю. В оппозиции давно существует маргинальная составляющая, твердое ядро в составе нескольких сотен активистов и пары тысяч участников (неважно, левых ли, правых ли), посещающих любые митинги. Когда протесты стали массовыми, эта маргинальная составляющая взорлила: «Вау! Сколько к нам людей теперь пришло!» — и бросилось засорять собой интернеты и оргкомитеты.
Но ведь затем же избирался Координационный совет, чтобы всех этих маргиналов, получивших на выборах в него свои законные две тысячи голосов, отсечь! И отсекли. А потом пошли на поводу у них же, испугались криков: «Вы сливаете протест!»; «Пархоменко (вар.: Собчак, Навальный — нужное подчеркнуть) — агент Кремля!»
Ну, спрашивается, кому и зачем надо было назначать митинг на 15 декабря? О чем митинг-то? В прошлом декабре людей погнала на улицы совершенно конкретная причина: фальсифицированные выборы. Эта причина, равно как и глубочайшее недовольство властью, никуда не делись, но повода-то нет. Креативный класс — не та публика, которая раз в год будет ходить на первомайские (или пятнадцатидекабрьские) демонстрации, потому что так вождям хочется.
Совершенно ясно, что людей будет меньше, сильно меньше, и в этом не было бы ничего страшного, если бы власть, год тщательно готовившаяся к этому моменту, принимавшая законы о запрете несанкционированных митингов, заводившая дело 6 мая, — не расставила оппозиции ловушку, в которую та пошла под истошные крики: «Не дадим слить протест!»
Слить не дадите, а пересажать — дадите, да? Чтобы в дополнение к «болотному делу» было еще заведено «лубянское дело», чтобы в результате тщательно спланированных провокаций (а вы сомневаетесь, что в толпе окажутся обученные провокаторы, которые будут идти на прорыв и кидать камни в ОМОН?) еще три десятка человек оказалось в тюрьме? И главное, бессмысленно оказалось, потому что чем бы там ни полагалось орошать древо свободы — кровью мучеников или кровью тиранов, — его заведомо бессмысленно орошать этой самой кровью в декабрьские морозы без достаточного повода; это все равно что озеленять скважины ЮКОСа в феврале.
Все происходящее — результат одной простой вещи. В Координационном совете в большинстве своем сидят люди, которые не знают, что делать. Исключение, по моему личному мнению, разве что Алексей Навальный. Можно по-разному относиться к его проектам, но Навальный, как мне кажется, пытается, и зачастую успешно, решить капитальную проблему — как заниматься осмысленной оппозиционной деятельностью (не оппозиционной публицистикой и не оппозиционным фейсбуком) в стране, где оппозиция по определению не имеет влияния на власть и где политические партии создавать бессмысленно.
Большинство остальных — это в лучшем случае публицисты, а в худшем — профессиональные революционеры вроде Удальцова, которым чем хуже, тем лучше. Других способов содержательной деятельности, кроме как быть мучеником революции, Удальцов не знает.
Фактически получилось, что Навальный и умеренные члены совета пошли на поводу у этих людей, потому что «надо отметить годовщину» и «нельзя сливать протест».
По мне, так самое умное, что может сейчас сделать Координационный совет — это отказаться идти в приготовленную для него Кремлем ловушку и призвать не выходить 15 декабря на Лубянку. Глупо проиграть сражение, когда его можно избежать. Никакие это не Фермопилы и не «ребята, не Москва ль за нами?». Глупо, видя, что противник обладает преимуществом в позиции, вооружении и живой силе, лезть на рожон со словами: «нам, дескать, стыдно отступать».
Да, и вы заметили, что в среду в своей тронной речи в 9600 слов Владимир Путин ни разу не употребил слова: «протест» и «гражданское общество»? За три дня до 15 декабря Путин уже не переживал. Это год назад он волновался, рассказывал про «презервативы» и подливал масла в огонь. А сейчас он рассказывает о том, что Россия — это государство-цивилизация и что в обществе исчезли «духовные скрепы». С протестом для него уже все решено. Так вот — не надо идти в ловушку, заготовленную Кремлем.
P.S. От редакции. Вкусы редакции могут не совпадать со вкусами нашего обозревателя.
Комментарии участников
Алексей МАЙОРОВ, руководитель Департамента региональной безопасности города Москвы:
— Мы не смогли в установленном порядке согласовать проведение мероприятия. Если у заявителей возникнет необходимость скорректировать свою позицию сегодня, думаю, еще будет такая возможность. Завтра уже вряд ли получится, потому что мы просто не успеем провести комплекс мер по подготовке мероприятия: рассмотреть маршрут с правоохранительными органами, предупредить москвичей об изменении работы транспорта. Но сейчас мы отправили официальное уведомление, что марш по заявленным маршрутам не может быть проведен.
Свою позицию мы обозначили сразу: центральные площади – это ключевые составляющие дорожного движения. Мы перекрываем их только для традиционных ежегодных мероприятия – 1 мая, 9 мая. Для проведения митингов и шествий, как правило, рекомендуются другие площадки.
Мы проинформировали о своем решении Прокуратуру: она должна уведомить граждан, что недопустима организация и проведение этого мероприятия, а также агитация. Призывы к мероприятию бывают прямые или косвенные – это будут рассматривать соответствующие органы. Центр Москвы, особенно в предновогоднее время, традиционно заполнен гражданами и никаких конфликтов, как вы знаете, не возникает. Однако если люди будут проводить несанкционированное мероприятие, прикрываясь формулировкой возложения цветов, ответ правоохранительных органов будет соответствующим.
Сергей УДАЛЬЦОВ, лидер «Левого Фронта»:
— Нас не устраивают варианты, предложенные мэрией. Теперь это будет стихийный процесс: люди активно договариваются прийти на Лубянскую площадь. Думаю, власти хотят спровоцировать конфликт – они сорвали мирную акцию. Но мы никого ни к чему призывать не будем. Люди имеют право, наверное, прийти на площадь – это не преступление. Я сам лично приду на Лубянку: все эти запреты возмутительны. Мы весь год проводили мирные марши, а теперь понадобилось загонять ситуацию в тупик.
Мэрия предложила нам три варианта: от Пушкинской до проспекта Сахарова, от Трубной до Кропоткинской, от Калужской до Болотной. Эти варианты нас не устраивают. Двенадцать тысяч верифицированных пользователей проголосовали за то, чтобы Координационный совет настаивал на центральных площадях.
Власти решили спровоцировать стихийный выступления. Мы ничего организовывать не будем. Люди придут туда, куда считают нужным. Теперь это ответственность властей.
Геннадий ГУДКОВ, экс-депутат Госдумы:
— Марша не будет, ничего не будет. Я, например, просто пойду в субботу цветы возложить к памятнику. Никого с собой не приглашаю: считаю, что призывать не имею права.
Владимир ТОР, представитель националистов в Координационном совете:
— Я лично строго по тротуару мирно и без оружия хочу подойти к Соловецкому камню и возложить цветы для того, чтобы репрессии против моего народа прекратились. Никого с собой не зову. Я считаю, что в данной ситуации каждый должен руководствоваться здравым смыслом и собственной совестью.
Дмитрий ГУДКОВ, депутат-эсер:
— Я куплю цветы и пойду прогуляться в сторону Лубянской площади, чтобы возложить их к Соловецкому камню. Моего прадеда расстреляли в 38 году — имею полное право. Это никакая не акция, не будет лозунгов и скандирования. А гулять и возлагать цветы у нас Конституцией не запрещено. Если полиция станет незаконно задерживать людей, рано или поздно окажется в списке Магнитского. Со своей стороны мы будем призывать людей не идти на стычки с полицией.
Алексей НАВАЛЬНЫЙ, политик, блогер, член Координационного совета оппозиции:
— Мэрия Москвы и Кремль считают, что они запретили «Марш свободы». Ну и ладно. Ходить-то они запретить не могут. Улицы, тротуары и ноги пока не под запретом. Каждый идёт сам. Вышел из дома и в 15 часов оказался на Лубянской площади.
В преддверии несанкционированной акции 15 декабря на Лубянке «Новая» поговорила и со своим источником в правоохранительных органах. Ниже излагаем его позицию:
— Лидерам оппозиции нужна несанкционированная акция. Сергею Удальцову в любом случае грозит тюремное заключение по статьям 212 («массовые беспорядки») и 318 («применение насилия в отношении представителя власти») Уголовного кодекса за действия 6 мая. В этой ситуации ему важнее всего сохранить репутацию борца с режимом и стать политическим заключенным, а не уголовным преступником. Если Удальцов будет схвачен и посажен 15 декабря – за то, что пришел с цветами к Соловецкому камню – симпатии и поддержка граждан, в значительной степени утерянные, снова будут на его стороне.
Алексей Навальный также понимает, что 15 числа будут задержания. Однако он, в отличие от Удальцова, рискует получить несколько суток по административной статье. Власти перехватывают инициативы оппозиции по борьбе с коррупцией, по ЖКХ, и Навальному важно сохранить свою репутацию.
При этом лидеры оппозиции не могут не понимать, что 15 числа подводят граждан под удар. Прошел год с начала протестной волны: сейчас вполне можно было бы организовать митинг по принципу многотысячных митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, подвести итоги и определить перспективы. Вместо этого людям предлагают выбрать один из двух вариантов: остаться дома, либо идти на Лубянскую площадь, заранее зная, что будут массовые задержания.
Источник: www.novayagazeta.ru
13.12.12.