Цель данного письма, сделать для широкой общественности понятной политику, проведенную Россией на Кавказе после распада Советского Союза, те геополитические стратегии, которые сформировались после распада Советского Союза.
А также рассмотрим опасности, которые создаются суверенитету стран Закавказья (Грузия, Азербайджан и Армения) в случае, если Россия полностью осуществит свои интересы в регионе. Необходима большая осторожность для того, чтобы миновать эти опасности, поскольку как явствовал опыт нашей независимости, Россия оказалась гораздо более подготовленной во всех параметрах ведения политики, нежели неопытные бывшие республики. Следовательно, Россия смогла сохранить на Кавказе отметины проведения собственных интересов, а республикам Закавказья дорого обошлась эта неопытность, и им еще предстоит преодолеть большие сложности.
Еще в царской России существовали институты, которые работали на расширение и сохранение российской империи. Затем эту эстафету продолжил Советский Союз. Были созданы современные геостратегические институты, главным назначением которых было сохранение империи, и ее усиление-расширение. Полагаю, для того, чтобы лучше развернуть вопрос, будет необходим небольшой исторический экскурс.
В 90-е годы Советский Союз был вынужден уступить позиции в тяжелой геополитической борьбе с Западом. 12 декабря 1991 года распад Советского Союза был официально оформлен. Это был большой вызов, поскольку Россия уступила свои геополитические интересы, как в Восточной Европе, так и в юридическом пространстве Советского Союза. 15 республик Советского Союза стали независимыми.
Мы не напрасно упомянули институты геостратегического назначения. Именно в этих институтах были разработаны те планы, которые определили политику Российской Федерации в отношении постсоветского пространства. Начались мероприятия по сохранению геополитического влияния России. Между прочим, в Грузии, и не думаю, что в других республиках это не так, довольно наивно смотрят на вопрос работы российских спецслужб. Сложился миф, что Россия страшилка, и ничего более. И это тогда, когда у Грузии имеется 20 летний опыт кровавых конфликтов, часть ее территорий оккупирована, а другие кавказские республики (Армения и Азербайджан) находятся в военном противостоянии друг с другом. В Грузии и сегодня с удивлением говорят об агентах российских спецслужб, будто их не существует, будто и не стоит обострять внимание на интересы России. Это создает общее настроение и фон для того, чтобы ослабить внимание в этом направлении, а империя делает свое дело.
С 90-х годов самая кровавая эпоха на территории бывшего Советского Союза настала как раз таки на Кавказе. Здесь были разожжены три искусственно созданных конфликта: в Цхинвальском регионе, Абхазии и Нагорном Карабахе, и еще один внутри самой Российской Федерации, на Северном Кавказе, который пока еще не завершен. Вероятно, интересно рассмотреть эти конфликты в контексте геостратегических интересов России.
В 1922 году в Грузии были созданы три автономных образования: автономная область Южной Осетии, автономная республика Абхазии и Аджарская автономия. С этими автономными образованиями встретила Грузия развал Советского Союза. С таким же автономным образованием (автономная республика Нагорного Карабаха) встретил это событие и Азербайджан.
Россия воспользовалась существованием резидентуры своих спецслужб в этих автономных республиках, и еще с 1988 года начала разжигать конфликт. В 1991 году разразился азербайджано-армянский конфликт, переросший в трехлетнюю войну.
Борьба за Карабах началась еще на заре XX века, которая тогда завершилась установлением контроля Азербайджана в регионе. В 1921 году Россия захватила все три государства Кавказа: Армению, Азербайджан и демократическую республику Грузия. После создания Советского Союза Карабах был передан Армянской ССР, за этим в Азербайджане последовало большое протестное движение. В это время в Ереване еще шло восстание, направленное против советской оккупации. С учетом этих факторов, в 1921 году Нагорный Карабах передали Азербайджану. А в 1923 году он стал автономным регионом Нагорного Карабаха, и вошел в Азербайджанскую ССР. В результате военного противостояния 90-х годов республика Армения смогла занять территории Нагорного Карабаха. И сегодня Армения находится на военном положении с Азербайджаном. У Армении нет также дипломатических отношений с Турцией, от которой требует признать происшедший в начале XX века геноцид армянского населения. Зато Армения на сегодня является стратегическим партнером России, и членом военного блока ОДКБ.
С 1989 года началась инспирация конфликтов в Грузии, как в Абхазии, так и в т.н. автономной области Южной Осетии. За этими конфликтами последовали кровавые противостояния. 24 июня 1992 года России удалось, и оформила с Грузией Дагомысский миротворческий договор, посредством которого будто бы по миротворческому мандату произвела фактическую аннексию этих территорий. 27 сентября 1993 года абхазы, с помощью русских, изгнали грузин из территории Абхазии. В августе 1994 года Россия вновь оформила с Грузией миротворческий договор, что опять же было равноценно фактической аннексии. Вся эта история завершилась тем, что в результате августовской войны 2008 года Россия окончательно полностью оккупировала территории Грузии, признав их независимыми государствами.
После этого краткого исторического экскурса любопытно, наверное, какую геополитическую картину получила Россия в Закавказье, и вообще, с каким геополитическим раскладом имеем дело.
В противовес этим кровавым конфликтам России, Грузия и Азербайджан в конце 90-х годов со стратегическим партнерством начали осуществлять крупные экономические транснациональные проекты, подразумевающие поставку нефти и газа странам Евросоюза в обход России. С 2004 года Грузия начала тесный интеграционный процесс с Западом, что выразилось в строго определенном внешнем курсе, подразумевающем выход из российского влияния, и полноценную интеграцию Грузии в евроатлантическом пространстве.
В этом процессе Грузия, с помощью Азербайджана, смогла добиться энергонезависимости от России. В результате Россия упустила из рук рычаг шантажа Грузии, однако в 2006 году она установила Грузии экономическое эмбарго, и прекратила экспорт произведенного в Грузии товара. Несмотря на это, Грузия не свернула со своего внешнего курса (интеграция в североатлантическое пространство). Разумеется, в эти процессы был включен и Азербайджан, сравнительно пассивные геополитические интересы которого заменили экономические интересы с тем, чтобы экспортировать свои энергоресурсы на западные рынки, а у Грузии в этих проектах серьезная транзитная роль.
Можно сказать, что с геополитической точки зрения альянс Грузия-Азербайджан-Турция создает на Кавказе пространство противовеса геополитических интересов России. В частности, политической интеграцией Грузии в евроатлантическое пространство у грузино-азербайджано-турецкого альянса создается довольно интересное и защищенное пространство-возможность создания южного транзитного коридора -от Китая до Европы, в составе большого шелкового пути, обеспечение которого произойдет с одной стороны, энергоносителями, с другой стороны, железнодорожной магистралью (магистраль Баку, Ахалкалаки-Карс), и с третьей стороны, морской инфраструктурой-в виде портов Батуми, Поти и Лазики в Грузии.
Двадцатилетняя политика, проведенная Россией на Кавказе, была направлена на то, чтобы разъединить кавказские республики, чтобы как-нибудь остановить достаточно интересную геополитическую активность этих республик, и сделать эту активность шаткой. Она смогла это в направлении Армении. Практически выбросила Армению из системы единой геополитики Кавказа, и ввела в ареал действия собственной геополитики. А также, держит Армению в состоянии войны с Азербайджаном, а в направлении Грузии она произвела оккупацию территорий в Абхазии и Цхинвальском регионе, и разместила там свои военные базы, которых применит в нужное время для военной экспансии в Грузии. Несмотря на это, пока она не смогла полностью осуществить свои интересы в направлении Грузии.
На сегодня задача России, путем воздействия на одного из членов, развалить экономический альянс Грузии-Азербайджана-Турции, чем она достигнет приостановления проекта южного коридора. Достаточно исключения одного звена из этого альянса, чтобы Россия смогла заменить звено южного транспортного коридора, и подчинить собственным геостратегическим интересам. С этой точки зрения интеграция Грузии в НАТО делает необратимым осуществление, и защищенность этого проекта. Возможно, многим трудно понять, но желание Грузии, стать полноценным членом западного мира, подразумевает как политическую, так и экономическую интеграцию с Западом, и данный южный транспортный коридор является обеспечением именно этого. Именно для этого необходима экономическая модернизация Грузии, строительство новых инфраструктурных проектов, создание и строительство логистических центров, в котором осмысливался проект Лазики, а также и другие проекты. Только так может стать Грузия полноценно интегрированной с Западом. В противном случае становится шаткой собственно независимость и суверенитет Грузии, и ей создается большая опасность.
В виде заключения можно сказать, что сегодня на Кавказе друг другу противостоят два геополитических интереса, геополитические интересы России и альянса Грузия-Азербайджан-Турция. Для обеспечения своих интересов Россия использует Армению, с помощью которой она практически сумела разобщить кавказскую геополитическую систему, однако, думаем, временно. Следует отметить, что в случае совпадения интересов Грузии с интересами России, Грузию можно убрать из этого альянса, что практически изменит геополитику Грузии в направлении Запада. С учетом того, что главным проблематичным вопросом российско-грузинских геополитических позиций является как раз таки включенность Грузии в строительство южного коридора, и интеграция Грузии в НАТО, для России будет приемлема перемена внешней политической позиции Грузии, например, подобно внешнему геополитическому вектору Армении.
Поэтому в отношении степени интеграции Грузии в евроатлантическое пространство не пригодится пример армянского государства, что у Армении хорошие отношения и с НАТО, и с Россией, и для Грузии такие отношения могут быть приемлемыми. Это заявление, сделанное премьер-министром Грузии в ходе визита в Армении, чрезвычайно опасное. А также опасное заявление, касающееся открытия транс кавказской железной дороги в направлении Абхазии. Осуществление этой инициативы тоже будет служить выпадению Грузии из того геополитического пространства, в котором она находится вместе с Азербайджаном и Турцией. Такое рассмотрение внешнего вектора Грузии в действительности означает поворот на 180 градусов на север нашего внешнего курса. Это означает отстранение Грузии от экономического альянса Азербайджан-Турция, что, полагаем, вызовет окончательное установление российской геополитики на Кавказе, тогда как сегодня есть большие шансы, чтобы Кавказ смог реализовать собственные геополитические интересы, как с политической, так и экономической точки зрения, ресурсы чего действительно громадные.
В случае если Грузия, подобно Армении, «отрегулирует» отношения с Россией и НАТО, это обязательно произойдет за счет ограничения нашего суверенитета, и в пользу интересов России, поскольку осуществление-реализация независимости Грузии подразумевает геополитическую активность, и вовлеченность Грузии именно в направлении евроатлантического пространства.
Бачана Канчавели
Отдел мониторинга
Сhechenews.com
26.01.13.