Смерть Бориса Березовского — не повод для демонстрации принципа «о мертвых или хорошо, или ничего»: он неприменим к политическим деятелям. Напротив, осознание того обстоятельства, что после ухода о тебе будут говорить, не умалчивая о сотворенном при жизни зле — серьезнейший фактор, удерживающий политиков от творения этого зла.
Сожалею о кончине Березовского — мир его праху. Он был талантливым человеком — вот только его талант, большей частью, был обращен во зло для нашей страны. Березовский был активным участником и лоббистом системы, в которой слиты воедино бизнес и власть.
Он умер — система осталась. Она процветает и губит будущее страны. И тот факт, что после того, как Березовский оказался совсем в другой роли (тому уже более десяти лет), он многое пересмотрел, мало что по существу меняет.
Практически все, что нужно было сказать о нем и его деятельности (по сути, политического афериста), «ЯБЛОКО» говорило громко, открыто и в нужное время — тогда, когда он был при власти. Добавить к этому нечего — и не о чем говорить.
Говорить надо о тех, кто использует ситуацию для того, чтобы морочить голову людям, рассчитывая на их короткую память. И невозможно не констатировать, что в этой роли сегодня выступает Борис Немцов. Решивший действовать по известному принципу «то, что было не со мной, помню».
Умер Березовский — и самое время Немцову рассказать, как он в одиночку боролся с олигархией и не отдал Березовскому «Газпром» — Виктор Черномырдин и Рем Вяхирев якобы отдали, а Немцов вцепился и удержал.
Героическая история, и чего бы теперь её не рассказать — ведь трое из четырёх участников описываемого эпизода мертвы. Остался один Немцов. Это почти как с якобы пришедшим к Путину письмом от Березовского — с мольбой о прощении и возвращении в Россию. Никто не видел письма, но пресс-секретарь Путина охотно о нем рассказывает, а на требования предать его огласке, сообщает, что письмо «личное». Понимая, что сам Березовский уже не сможет ничего опровергнуть.
Умер Березовский — и самое время Немцову рассказать о том, как он пострадал от олигархии и как не простит Березовскому приход во власть Путина.
Неужели Борис Ефимович думает, что все уже забыли, как Березовский привез его летом 1996 года из Нижнего Новгорода в Москву для активного участия в президентской кампании Ельцина, за что весной 1997 года он получил должность вице-премьера, и, «пересадив чиновников на Волги», стал активно совершенствовать ЖКХ«? Тогда, заметим, Немцов был весьма маловлиятельным членом правительства и не мог быть близко допущен к решению таких кадровых вопросов, как руководство «Газпромом». Но главное — не в этом: «Березовский привел к власти Путина, и этого мы ему никогда не забудем». Пафос-то какой! И тоже рассчитанный на людей с короткой памятью.
Неужели Немцов думает, что все забыли, как Березовский в 1999 году вёл Путина к власти по красным кремлёвским дорожкам, а Немцов вёз Путина в ту же сторону на троллейбусе СПС с крупной надписью «Кириенко в Думу, Путина в президенты!»? Вёз и приговаривал: «Я считаю, что, конечно, Россия должна избрать нового президента, этот президент должен быть и честным, и физически крепким, и мужественным, и ответственным.
Я убежден, что следующим президентом должен быть Владимир Владимирович Путин. Если сейчас ему, конечно, не скрутят руки и ноги, не повяжут его известные люди, то я убежден, что у него есть все шансы, чтобы за него проголосовали. По крайней мере, я его буду всячески поддерживать» (Борис Немцов в эфире «Эха Москвы», 26 ноября 1999 года). Именно за это, и за рьяную поддержку войны на Кавказе Немцов и его партия получили тогда место в Думе.
«Он построил в России олигархический капитализм, что я испытал на собственной шкуре», — говорит Немцов. Просто-таки давний сторонник «ЯБЛОКА», которое с середины 90-х выступало против олигархического капитализма! Вот только в те годы «ЯБЛОКО» считало главным строителем олигархического капитализма не только Березовского, но в первую очередь Анатолия Чубайса — одного из лидеров СПС, наряду с Немцовым. Именно поэтому партией олигархического капитализма мы тогда прямо называли СПС, почему и отказывались с ними объединяться. И смешно сегодня смотреть, как Немцов старается использовать смерть Березовского, чтобы изобразить из себя борца с олигархическим капитализмом.
Сам Немцов, когда был популярен, играл роль ширмы для олигархического бандитского капитализма, он был приятелем Березовского, и остается идейным соратником Чубайса и Михаила Прохорова (чья партия — просто второе издание СПС). А сейчас, поскольку время изменилось, приходится рассказывать о своих «секретных» подвигах на невидимом антиолигархическом фронте.
И неважно, что в видимом и всем известном информационном пространстве ничего такого не было, и не могло быть. Не брала эта власть к себе тех, кто собирался всерьёз демонтировать олигархическую систему. Или, может быть, Борис Немцов нам скоро предложит поверить в то, что Татьяна Дьяченко, приехав в 1996 году в Нижний Новгород, дала ему такое задание? Тоже, разумеется, секретное?
Источник: www.echo.msk.ru
27.03.13.