Мы хорошо поняли, что ему нравится встречаться с людьми, у него есть в этом потребность. Но он не призводит впечатление скромника. Наоборот, он горит желанием выразить то, во что он верит. В некотором смысле удивительно, что папа Франциск во время своих первых выступлений не раз упоминал о евреях и мусульманах. Брунетто Сальварини, преподающий богословие миссии и диалога на теологическом факультете Эмилии-Романьи считает, что это не просто прагматическое цитирование.
Брунетто Сальварини: Перед нами фигура пастора, который связан глубокой духовной связью с постановлениями Собора и орденом иезуитов. Не будем забывать, что в Буэнос-Айресе давно существует историческая иудейская община. Мы знаем из биографии Папы, что он всегда поддерживал межконфессиональные праздники. Это не совсем обычная практика, если вспомнить об ортодоксальном иудаизме в нашей стране. А в Буэнос-Айресе женщина-раввин Сильвина Чемен (Silvina Chemen) проповедовала в соборе, а кардинал Бергольо брал слово в синагоге. Во всяком случае он продвигает в жизнь постановления Второго Ватиканского собора, как и его предшественники, каждый в своей манере: Иоанн Павел II преподавал урок своими поступками, а Бенедикт XVI уделял большое внимание диалогу между различными культурами. У Франциска — очень непосредственный стиль общения, он кажется менее озабоченным и менее пессимистически настроенным. Но, в конце концов, это все домыслы журналистов.
Il Foglio: Чувствуется, что Бергольо принадлежит к Ордену иезуитов.
— Я никогда не встречал глупых иезуитов…. У них прекрасное образование и такая культурная подготовка, которая позволяет им вести диалог с другими религиозными мирами. Эта традиция восходит к Франческо Саверио.
— Само имя, избранное новым Папой, вызывает в памяти историческую встречу между христианством и исламом в лице Франциска Ассизского и султана.
— Это правда. Правило францисканцев гласит, что нужно быть готовым свидетельствовать о своей вере вплоть до мученичества, если потребуется.
— Следовательно, никакого иренизма.
— Да. Не следует забывать, что Франциск Ассизский ведет своих собратьев в зону конфликта. Они больше не живут отшельниками, как классические монахи. Но его взгляды носят стратегический характер: в период, когда крестоносцы сражались с врагами во имя завоевания святых мест, а западная и восточная церковь забыли о том, что их разделяет, Франциск Ассизский предложил альтернативный мирный диалог по вопросам веры.
— Кстати об альтернативе. Речь идет о межрелигиозном диалоге или о диалоге между различными культурами? Бенедикт XVI высказался вполне ясно в предисловии к книге Марчелло Пера «Почему мы должны называть себя христианами» («Perché dobbiamo dirci cristiani»), что «межрелигиозный диалог в узком смысле слова невозможен, но насущной потребностью становится межкультурный диалог, который выявляет глубокие культурные следствия религиозного выбора».
— На самом деле сам Ратцингер сделал выбор, когда он посетил Голубую мечеть в Стамбуле, где вознес молитву. Это было 30 ноября 2006 года, через два месяца после знаменитой речи в Регенсбурге. Бенедикт XVI пошел по пути межкультурного диалога. В глубине души я его понимаю: прежде всего мы нуждаемся в установлении связей с повседневной жизнью, в том, чтобы встать в ряд с обычными людьми.
Иезуит Феликс Кернер (Felix Körner), специалист по исламу и преподаватель сакраментального богословия в Папском Грегорианском университете, шесть лет прожил в Турции. Между Грегорианским университетом и факультетом мусульманской теологии университета в Анкаре поддерживается академический обмен.
Феликс Кернер: Диалог Папы Франциска с мусульманами является продолжением диалога, начатого его предшественниками. Бенедикт XVI тоже подчеркивал его значение. В проповеди «Церковь на Ближнем Востоке» он говорил о мусульманине как о брате, которого надо уважать и любить. Прослеживается и связь убеждений Папы Франциска с духом Второго Ватиканского собора, который в декларации «Nostra Aetate» («Наше время») подчеркивает уважительное отношение к мусульманам, более того, говорит об «исламской вере». На самом деле выбор имени не может указывать на намерение вести межрелигиозный диалог, но некоторые мусульмане тут же вспомнили дружеское поведение Франциска Ассизского.
— Но в каком состоянии сейчас находятся отношения между христианами и мусульманами после речи в Регенсбурге, последующей реакции и открытого письма 138 мусульманских богословов?
— Можно разделить последние пятьдесят лет отношений между католиками и мусульманами на три фазы: действовать, вести диалог, размышлять вместе. Павел VI был первым из понтификов, который счел важным делом принимать во внимание ислам. Многие мусульмане считали, что Иоанн Павел II способен наладить хорошие отношения с исламом. Бенедикт XVI подчеркивал необходимость серьезно относиться к установившимся отношениям, чтобы углубить нашу религиозную мысль. В ответ на открытое письмо 138 мусульманских богословов он пригласил делегацию мусульман в Рим, организовав форум между католиками и мусульманами, в котором участвую и я. На первом семинаре форума мы углубили наши представления о любви к Богу и ближнему и начали обсуждение прав человека. На втором семинаре, в ноябре 2011 года мы обсуждали отношение между верой и рациональностью в применении к концепции человеческой личности.
— Но речь идет о межрелигиозном или о межкультурном диалоге?
Как любой другой христианский богослов, Бенедикт XVI делает различие между этими двумя понятиями. Теологический диалог с другими христианами и экуменический процесс нельзя смешивать с межрелигиозным диалогом. Надежда экуменизма заключается в будущем единстве церкви. Надежда на диалог с мусульманами не лежит в теологическом поле. Мы должны быть друзьями и уважать религиозные различия.
— Кажется, Бергольо очень решительно подчеркивает миссионерский характер церкви.
— Папа Франциск очень убедительно говорит о миссионерской роли церкви, в духе Христа. Наша радость возвещать о Христе — это способ любить Его. Мы делаем это, следуя Его заветам быть кроткими, честными и уважать выбор других. А мусульмане понимают это лучше, чем кто-нибудь еще.