После долгих публичных споров о том, что делать с несчастной Сирией, Вашингтон и Москва наконец нашли общий язык: госсекретарь Джон Керри и глава МИДа Сергей Лавров продолжают упорно продвигать идею проведения международной конференции по достижению национального согласия в Сирии, которую окрестили Женева-2 — в память о женевской международной конференции по Сирии летом прошлого года где было принято всеми постоянными членами Совбеза ООН (плюс Турция, Ирак, Кувейт и Катар) решение об урегулировании конфликта и формировании переходного правительства с участием властей и оппозиции. Из Женевы-1 не вышло ровным счетом ничего: гражданская война и массовые убийства продолжились с нарастающим ожесточением.
Женева-2 должна, по мнению российского МИДа, состояться после 10-го июня. Впрочем, ни формат собрания, ни состав участников не определен. Неясно, будет ли сам Башар Асад, или кто-то станет его представлять. Неясно, как доставить разношерстных бойцов оппозиции. Лавров настаивает, что должен участвовать также Тегеран – основной идейный и финансовый спонсор режима Асада, который шлет в зону конфликта оружие, боеприпасы и бойцов как из самого Ирана, так и из Ливана из проиранской шиитской Хезболлы. Хезболла недавно заявила, что ее вооруженные бойцы «обеспечивают в Сирии безопасность шиитских святынь».
Франция уже объявила, что иранское участие в Женеве-2 неприемлемо. Конечно, если цель конференции в том, чтобы заключить реальное перемирие, нужно участие всех воюющих сторон. Но тогда, по логике Лаврова, вдобавок к Ирану (Хезболле) за стол надо сажать и Аль-Каиду, поскольку в состав этой международной сетевой террористической структуры официально входит «Джебхат ан-Нусра» («Фронт победы») – мощная составная часть вооруженной оппозиции, а это превратит Женеву-2 в и вовсе уникальное собрание.
Если Женева-2 всё же состоится этим лето, и там примут какую-то резолюцию о том, что Асад с оппозицией теперь должны жить дружно, всем понятно, что никаких практических последствий не будет. Если бы секта алавитов (радикальных шиитов) контролирующая при власти семейства Асадов все силовые структуры, тайную полицию и армию, была бы согласна разделить власть с суннитским большинством, то начали бы всерьез договариваться еще два с лишним года назад, когда протесты ещё были мирными. С тех пор всеми участниками событий было убито от 70 до 110 тыс. человек по разным оценкам. Верные Асаду войска использовали танки, авиацию и артиллерию для тотального разрушения страны. Не похоже, что в Сирии многие готовы примириться на основе реального разделения власти. Боевые отряды обеих сторон раздроблены на небольшие самостоятельные или полусамостоятельные отряды, состоящие из ожесточенных, умытых кровью, зараженных ненавистью и местью боевиков. Реальное прекращение огня без разведения сторон совершенно невозможно, даже если будет достигнуто какое-то политическое соглашение. Развести сирийцев – некому. Малочисленные группы «голубых беретов» для этого не подходят.
Администрация президента Барака Обамы ни под каким видом и ни в каком качестве не желает втягиваться в сирийскую мясорубку, и общественное мнение в США – против. Потому бесполезная Женева-2, как повод продолжать политику невмешательства, была принята с благодарностью. Даже откровенную провокацию с арестом и высылкой Райана Фогла пришлось Госдепу проглотить. В Москве среди военных, дипломатических и экспертных кругов тем временем сложился консенсус в том, что Асад в гражданской войне побеждает, и надо выиграть для него и боевиков Хезболлы ещё времени, всеми силами сдерживая Запад от прямого военного вмешательства. Для сдерживания в Сирию срочно направили ЗРК С-300 и противокорабельные «Яхонт», причем, как сообщают, с нашими советниками-инструкторами. Для сдерживания Запада в сирийских водах всеми силами поддерживается корабельная группировка. Мол, побоятся «партнеры», если не ракет, то поразить случайно наших советников и военнослужащих. Пока эта стратегия работает исправно, поскольку цели США и РФ совпадают: они не хотят вмешиваться, и мы добиваемся того же. Турция, Франция и Англия без США опасаются, а Израиль не горит желанием помогать суннитам и салафитам свергать Асада.
Одна проблема, победить Асад и его алавиты не могут, несмотря на массированную помощь РФ, Ирана и Хезболлы, сколько времени не выигрывай. Сирия сегодня разрушена больше, чем когда-то Чечня, экономическая жизнь прекратилась, промышленность стоит, постоянно не хватает то горючего, то продовольствия и вооруженные силы разлагаются. Сирия стремительно превращается в подобие Сомали – в разрушенное гражданским конфликтом государство-призрак, и чем дольше длится кровавое равновесие между асадовцами и оппозицией, тем страшнее будет то, что потом возникнет на обломках.
Единственный, наверное, шанс для алавитов одолеть – применить боевые газы, чтобы вызвать панику и дополнительное массовое бегство населения, что может несколько сместить демографический расклад в стране, одновременно запугав до покорности остающихся суннитов. Вариант с созданием преимущественно алавитского минигосударства в прибрежных северо-западных районах малопродуктивен – сунниты, укрепившись в остальной стране, до них потом наверняка доберутся. Обама клялся, что применение химоружия заставит США вмешаться, но когда немного зарина все же применили, делать ничего не стал. После вероятного провала Женевы-2, соблазн добавить ещё зарина будет велик. Ни Москва, ни Тегеран особо возражать не станут, тем более всегда можно требовать дополнительных расследований и обвинять во всем оппозицию. Что станет делать или не делать Обама, не знает даже его жена, поскольку это зависит не от нее, а от результатов будущих опросов в США. А сирийцам, особенно в прибрежных районах, следует тем временем учиться у сомалийцев пиратскому ремеслу. Давно не было в Средиземноморье пиратов, а ведь когда-то процветали.
Источник: www.novayagazeta.ru
20.05.13.