Главная » Все Новости » Главная новость » Почему Чечня не Корсика

Почему Чечня не Корсика

Размышления чеченского беженца во Франции

Я недавно переехал и, знакомясь с соседом, упомянул, между прочим, о своей родине. Лицо месье Пьера Брелана — моложавого пенсионера, бывшего летчика гражданской авиации — осветил неподдельный интерес:

— Ах, вы из Чечни?! Конечно же знаю: у нас во Франции, ведь, тоже есть своя Чечня — Корсика…

Едва я открыл рот, чтобы ответить, как услышал:

— Никак не могу понять: чего вам, чеченцам не хватает? Ведь война — не выход. Особенно сейчас, когда в России нет коммунистов, экономика растёт, границы открыты… Вас не затруднит меня просветить?

Если первая фраза просто застала меня врасплох, то вторая сильно озадачила. И дело тут не столько в том, что тема потерянной родины не самая подходящая для лёгких бесед, но ещё и в том, что я осознавал? что не смогу дать убедительный ответ, поскольку почти ничего о Корсике не знал.

Таким обрзом, заручившись любезным согласием моего нового знакомого дать мне несколко дней на подготвку, я засел за интернет.

И, должен признаться, что мои первоначалные намерения дать оппоненту гневную отповедь, начали рассеиваться, и чем больше я узнавал про историю Корсики, тем больше сходств я находил у неё с Чечнёй. Причём похожи мы как в хорошем, так и в плохом.

Несомненно, главный источник сходств в том, что и корсиканцы и чеченцы — горцы, со свойственным всем горцам (особенно тем у которым чересчур много солнца) культом сознания индивидуального и полным отсутствием сознания общественного, с патриархальностью, религиозностью, клановой системой, полифонией и вендеттой…

Если корсиканцы гордятся тем, что приняли конституцию раньше Французов, то чеченцы черпают самоуважение в том, что были вообще первым народом в новой истории, полностю уничтожившим сословия и неравенство. Там, где у корсиканцев Паскаль Паоли, у чеченцев — Ушурма Мансур, а легендарный Джохар Дудаев не менее достоин уважения в глазакх чеченцев, чем Наполеон Бонапарт.

История и Корсики, и Чечни — бесконечная сага стойкости духа и стремления к свободе.

Я был впечатлен, например, узнав, что Корсика подвергалась нашествиям завоевателей 17 раз, на которые отвечала 39 восстаниями и 7 раз успешно изгоняла врагов.

Хронология Чечни — тоже цепь нашествий орд завоевателей, начиная Персидской империей в 4 веке до нашей эры, и заканчивая Российской империей в истории новейшей.

Оба народа — автохонты на своей территории на протяжении, по крайней мере, последней полудюжины тысячелетий, каждый имеет свою уникальную культуру (чеченский язык, например, по своему возрасту равен индо-европейской семье языков)…оба народа систематически истреблялись, но сохранялись, отступая в горы…

В конце концов, через перипетии истории и по неизбежным законам геополитики, оба маленьких народа оказались втянутыми в орбиту больших и сильных соседей: корсиканцы — Франции (1769 г.), чеченцы — России (1859 г.).

Но тут сходства начинают редеть, уступая место отличиям. Если не считать кратковременного восстания в союзе с Англией в 1794-1796 гг, Корсика удивительно спокойно вела себя в составе Франции все эти два столетия. Более того, она начинает принимать активное участие в политических процессах своего бывшего завоевателя, становясь подчастую оплотом французского национализма, как, например в 1958 году.

Корсиканец Наполеон посвятил свою жизнь реформированию Европы в качестве императора Франции, вместо того, чтобы высадиться на остров и поднимать знамя с головой мавра. Также никто из позднейших знаменитых во Франции и в мире корсиканцев (например: Франсуа Хавиер Ортоли, Винцент де Моро-Гиаффери, Чарлес Паскуа) не загорались желанием освободить свой родной остров от Франции…

И в наши дни, несмотря на присутствие на Корсике множества националистких организации, идея независимости не пользуется у корсикаанцев популярностью. В итоге вместо организованного массового выступления, на Корсике происходят спорадические теракты и убийства, имеющие больше окраску межкланового соперничества за влияние, нежели борьбы за независимость.

Взглянем теперь, что происходило с чеченцами. Прежде всего надо отметить, что завоевание Чечни в 1859 г. стало итогом затяжной войны, получившеи в мировой истории название Большой Кавказской Войны. Эта 24-летняя война, в ходе которой беспримерный героизм чеченцев нашёл горячий отклик у Александра Дюма, Пушкина, Толстого, стоила российской армии полмиллиона жизней, а чеченцев поставила на грань вымирания. Понятно, что имел в виду идеолог теории коммунизма Карл Маркс, когда писал: «Народы Европы! В борьбе за свою свободу учитесь на героических примерах горцев Кавказа…» (по иронии судьбы, именно ученики Маркса век спустя, подвергли чеченцев самому жестокому этноциду).

Но вот государство горцев Кавказа уничтожено и чеченцы становятся подданными Российской империи. Как же они сосуществуют с русскими? Чтобы не утомлять читателя, приведу, лишь самую сжатую хронологию событий:

— 1860-1861: вооружённые выступления во главе с Байсангуром, разрушено родное село руководителя, он сам с группоы сподвижников повешен;

— 1877-1878: восстание под руководством молодого клерика Алибека, провозглашение выхода Чечни и Дагестана из состава России. В ходе боёв уничтожено 12 сёл, убито около 16 000 чеченцев, в том числе Алибек.

— 1905-1906: воодушевлённые победой Японии над Россией, яеченцы поднимают восстание. Разрушено и разорено большое количество сёл, убито и сослано в Сибирь около 10 000 человек;

— 1917-1937: ряд восстаний против имперской, затем большевицкой России, в ходе которых 2 раза провозглашается независимость: в 1917 — Горская Республика (признана Англией, Германией, Турцией) И в 1920 — Имамат. Всего сожжино более 40 сёл, убито и сослано в Сибирь около 45 000 человек (12% населения);

— 1939-1944: восстание под руководством Хасана Исраилова — чеченского журналиста и юриста. К 1942 году Исраилов освобождает от советов болшую часть горной Чечни. В горы переброшено две дивизии красной армии, самолёты и техника. Массовые бомбардировки сёл и городов. Чтобы обескровить сорпотивление и решить навсегда вопрос горцев, Кремль принимает беспрецендентное решение: обвинив в коллаборационизме с немцами, депортировать чеченцев и несколько других народов Кавказа в бессрочную ссылку в Сибирь и Казахстан.

В ходе операции под кодовым названием «Чечевица» и последующих 13 лет, проведённых в спецлагерях, от голода, холода и болезнеый погибает до 40% чеченцев, в основном женщин и детей. Реформы Хрущёва дают права чеченцам в 1957 году возвратиться на Кавказ, но не возвращает им прав на их землю и дома, занятые к тому времени русскими колонистами;

— 1991-1997: провозглашение независимости Чеченской республики, избран президент — генерал авиации Джохар Дудаев, избран парламент, на год раньше России принята конституция (похожая на Эстонскую), по которой Чечня — светское, демократическое государство. Интервенция России в 1994 и её полный провал в 1996 году. В 1997 подписан межгосударственный договор о мире между Россией (Борис Ельцин) И Чечнёй (Аслан Масхадов);

— 1999: Кремль во главе с Путиным начинает новоё вторжние в Чечню. Через год, в 2001 году чеченское сопротивление полностю сломлено и оттеснено в горы. Чеченцы переходят к партизанской и диверсионной тактике. В 2004 убит легитимный президент Чечни полковник Аслан Масхадов, в 2005 убит живущий в эмиграции бывший вице-президент Яндарбиев и чеченское сопротивление, таким образом, лишается легитимной преемственности.

В ответ происходит резкое усиление религиозного крыла в сопротивлении и следующим президентом избирается Абдул-Халим Садулаев, провозгласивший Священную войну против России, в которую включаются сочувствующие группы мусульманской молодёжи из многих республик Северного Кавказа.

В 2007 году, Доку Умаров, вступивший в должность президента Чечни вместо погибшего Саддулаева, упраздняет Чеченскую республику и объявлает себя главой нового государства — Эмирата Кавказ, включаюшего в себя все мусульманские народы Северного Кавказа.  Умаров, также отменяет Конституцию Чеченской Республики 1992 года, заменив её на Шариат. Театр военних действий расширен на вес регион и России теперь приходится вести боевые действия также в Дагестане, Ингушетии, Кабарде…

Последствия этих двух войн катастрофичны для Чечни: потери среди гражданского населения дастигают более 200  000 человек (около 20% населения) в том числе 42 000 детей, в то время как 12 000 числятся без вести пропавшими…  Из более чем 700 тысяч населения бежавших из республики во время интенсивных боевых действий, большинство, из-за бесчинств, творимых в Чечне российской администрацией, так и не вернулось. Сейчас вне Чечни проживают больше чеченцев, чем на её территории, причём, отток продолжается.

По степени разрушений столицу Чечни — Грозный, западные журналисты сравнивали с Дрезденом и Сталинградом, а разрушения по республике в целом достигали 40%.

Некогда один из самых важных в СССР центров нефтеперерабатывающей и тяжёлой промышленности, сегодня — завоёванная Россией Чечня — сумела восстановить лишь 1/5 своего довоенного потенциала. Сельское хозяйство в запустении: площадь обрабатываемых земель и пастбищ сократилось наполовину. Как следствие всего этого, свыше 80% трудоспособного населения не могут найти постоянную работу.

Чрезмерное использование авиабомбардировок и тяжёлой артиллерии, в том числе — по мнению множства специалистов — снярядов с обеднённым ураном — привели ситуацию с экологией и здравоохранением к катастрофе: по детской смертности (около 14%)  и онкологическим заболеваниям (по разным данным — от 3 до 6 %) Чечня опережает средний показател по России в 3 и 8 раз. Более 20% новорожденных имеют различные генные отклонения…

Кремль эффективно отрезал Чечню от остального мира: сотрудники иностранных медиа и гуманитарных организаций прекратили своё присутствие в Чечне ещё в начале второй войны, а окончательное прекращение любых попыток узнать правду и донести её до мира случилось в последние годы, после систематичного отстрела или исчезновений последних остававшихся там правозащитников (как Натальи Эстемировой, Мурада Мурадова, Булата Чилаева, супругов Заремы Садулаевой и Алика Джабраилова). Причём, никто из публичных критиков политики Кремля не чувствует в Чечне себя в безопасности, даже находясь за тысячи миль: убийства Правозащитницы Анны Политковской (2006) и адвоката Станислава Маркелова (2009) в Москве и Умара Исраилова в Вене (2009) досточно ясно это продемонстрировали…

Оккупационная администрациа с прошлого года законодательно запретила хоронить убитых членов подполья на кладбищах и стала сжигать их дома. Одновременно, практикуются массовые похищения заподозренных в симпатиях к сопротивлению (от 400 до 600 человек в год). Большая часть больше не возвращается домой…

Чечня сейчас находится под стальным колпаком, который эффективнее советского железного занавеса тысячекратно.

Главная причина — признание Западом преступлений в Чечне внутренним делом России. Именно этот фактор развязал Путину руки и позволил вселить ужас в сердца его противников. Поэтому большинство приведённых выше фактов не опирается на какой-нибудь официальный российский источник, по причине отсутствия независимых данных вообще. Они собраны из личных исследований и опираются на огромное количество свидетельств…

Возвращаясь к теме, мы видим, что поведение Чечни в составе России имеет мало общего с поведением Корсики в составе Франции. Так, что же побудило Корсиканцев забыть славные традиции свободолюбия, воодушевлявшие когда-то великих Руссо и Мопассана, и превратиться в  21 веке в законопослушных Французов: адвокатов, служащих, военных?

И почему на другом конце Европы другой народ, кажется, только и мечтает о смерти за свободу?

Может, стоит задать этот вопрос по другому : что же побуждает Корсиканцев во Франции созидательно жить, а Чеченцев в России мучительно умирать?

Бесспорно, углубленный анализ этого явления требует отдельного расследования, а пока ограничусь, в качестве ответа, несколькими короткими, но красноречивыми цифрами сравнения (из статистической службы Мастер Нейшн):

Франция — демократическая страна, Россия — автократическая.

Поэтому Россия опережает Францию:

— По уровню живущих ниже черты бедности — около 3 раз ;

— По военным расходам — в 4 раза ;

— По детской смертности — более  4 раз ;

— По уровню инфляции — в 6 раз ;

— По коррупции — 7 раз ;

— По количеству заключённых — в 14 раз ;

— По количеству абортов — в 16 раз ;

— По убийствам и тяжким преступлениям — в 43 раза…

Россия уступает Франции только в одном: в России счастливыми себя ощущают в 41 раз меньше людей, чем во Франции.

А что, может, Чеченцам как раз счастья в России и не хватает; как вы думаете, месье Брелан?!

Адам Адами

Отдел мониторинга

Chechenews.com

05.06.13.