Благодаря тому, что Эдвард Сноуден совершил пересадку в России, Москва завоевала много политических очков, полагает обозреватель New Republic Юлия Иоффе. Сноуден никак не мог «провернуть этот трюк без содействия россиян на самом высшем уровне», поясняет она.
Во-первых, две недели назад Москва «сразу же уцепилась за историю со Сноуденом». Прокремлевские политики заявили, что Россия охотно примет правдолюбов, которых притесняют ханжи-американцы.
Во-вторых, Сноуден летит «Аэрофлотом», контрольный пакет которого принадлежит российскому государству. По словам журналистов, аэропорт Шереметьево был наводнен сотрудниками ФСБ. «Кремль ни за что бы не позволил такому известному, ценному человеку проехать через территорию страны, не «наложив лапу» на логистику поездки», — замечает Иоффе.
Наконец, по какой причине Сноуден сделал «странный крюк через Москву»?
Иоффе отвечает: «Почему бы и нет? Зачем упускать шанс выставить в неприглядном свете своего любимого соперника и подставного противника, придя на выручку очередному мученику, пострадавшему от злой Америки?». Россия «поступает как всегда: громогласно, провокационно ввязывается в ситуацию, которая не имеет к России никакого отношения», — говорится в статье. Автор называет Россию «геополитическим рэкетиром, который заявляется без предупреждения и выжимает политический капитал из чужих магазинов».
Но как Россия применит этот политический капитал, не имеющий широкого обращения? Иоффе полагает: тут и возврат к политике холодной войны, и проявление «комплекса неполноценности», и предлог отвернуться от Запада. Есть и более простая причина: «Россия ничего не теряет от разрешения Сноудену провести в Шереметьево 21 час. США мало что могут сделать в отместку».