Почему Путин охотно дразнит США в истории со Сноуденом, а Китай благоразумно не утруждает себя вмешательством? — задается вопросом обозреватель Foreign Policy Джеймс Трауб.
Наверно, у идиомы, которую употребил Путин, комментируя ситуацию со Сноуденом («Это как поросенка стричь: визга много, а шерсти мало»), есть аналог в китайском языке, иронизирует автор. «Однако президент Китая Си Цзиньпин и китайское руководство отмалчивались, пока Сноуден «проходил через их руки», — отмечает он. На взгляд Трауба, китайцы, в отличие от россиян, стараются «не создавать впечатление, будто им нравится наблюдать, как нервничает Америка».
Реакция Китая и России на Сноудена позволяет судить, как относятся обе страны к своим отношениям с Вашингтоном. Трауб тут же замечает: Китай и Россия «повели себя лучше, чем могли бы, и лучше, чем лет 30 назад».
Союзник выдал бы Сноудена Соединенным Штатам. Но для Китая это немыслимо, ведь США не выдают китайских беглецов. Однако предоставить Сноудену убежище в Гонконге — это был бы открыто враждебный шаг. Ни Си, ни Обаме это совершенно ни к чему: они недавно провели «саммит без пиджаков», близится «Стратегический и экономический диалог США — Китай».
Что до России, то Сноуден не выражает желания там остаться, а Путин «похоже, хочет его спровадить». «Путину тоже нужно беречь отношения, пусть и довольно натянутые», — пишет автор об отношениях с США.
Китай вынужден принимать правила игры в глобальной экономике. «40 лет Китай пытался играть в другую игру, но осознал свой проигрыш. Вот почему теперь у Китая слишком много дел с Западом, чтобы терять время на «стрижку поросят», — заключает автор.
Россия в ином положении: «Путин дает понять, что Россия раздосадована ее второсортным статусом. Возможно, для него менее важна максимизация экономических возможностей России — важнее потворство национальному чувству уязвленной гордости и его эксплуатация». Автор добавляет, что Россия может дразнить Вашингтон без особого риска для экономики: объем торговли с США невелик. «Не зря Путин заставил госсекретаря Кэрри дожидаться его три часа, а Обаму — полчаса».
Трауб заключает, что слабая Россия более опасна для США, чем Китай: Путину не нужна «шерсть», но явно нравится «поросячий визг».
Но истинным врагом Америки автор называет саму Америку: ее неспособность дать своим гражданам образование и построить инфраструктуру. У США больше нет врагов, но есть масса соперников, заключает Трауб, «и в данный момент США наносят поражение сами себе», говорится в статье.