Грузины читают послание Путина между строк, полагая, что отзыв признания Абхазии и Южной Осетии возможен
Заявления президента Путина о желании восстановить отношения с Грузией вызвали неоднозначную реакцию со стороны грузинского политического и экспертного сообщества. В своем интервью телекомпании «Russia Today» президент России Владимир Путин отметил важность сотрудничества спецслужб и правоохранительных органов стран. Мнения экспертов в Грузии разделились, а некоторые связывают выступление Путина даже с возможным скорым возвращением утраченных сепаратистских территорий.
Путин позитивно отозвался на желание новых властей Грузии принять участие в Олимпиаде в Сочи. А говоря о территориальных проблемах, отметил, что этот вопрос можно решить только с учетом интересов всех сторон. Президент России подчеркнул о невозможности отзыва признания Москвой независимости от Грузии Сухуми и Цхинвали.
Особенно тепло отозвался Владимир Путин о католикосе — патриархе всея Грузии Илие Втором, которого российский президент назвал «настоящим грузином».
Заявления Владимира Путина оценили и в законодательном органе Грузии. Парламентское меньшинство считает отношение российского президента к Грузии циничным. А парламентское большинство же отмечает, что в заявлении Путина нет никакого особого послания в отношении грузинской власти.
Мнение грузинских политиков
Лидер парламентского большинства Тедо Джапаридзе оценивает заявления Путина в отношении Грузии положительно.
«Господин Путин сделал хорошее заявление, и я приветствую это, но хочу подчеркнуть, что много хороших заявлений мы слышали, после которых ничего не следовало», — отметил Джапаридзе.
Представитель парламентского большинства «свободный демократ» Виктор Долидзе приветствует желание российского президента восстановить российско-грузинские отношения, но при этом Долидзе отмечает, что отношения между странами от железной проволоки должны перейти в банковскую сферу.
Оппозиционер Георгий Габашвили считает, что российский президент Абхазию и Южную Осетию не рассматривает в составе Грузии.Другой лидер оппозиции Акакий Минашвили высказывает свое недоумение по поводу предложения российского президента сотрудничества российским и грузинским спецслужбам.
«Путин представителям грузинских спецслужб отправил ясное послание. Он желает полностью контролировать наши спецслужбы», — считает Минашвили. По мнению Минашвили, Россия не раз контролировала грузинские спецслужбы и в 90-ых годах назначала министров внутренних дел и госбезопасности.
Мнение экспертов
Эксперт Гия Нодия, оценивая инициативы Владимира Путина, считает, что существование кое-каких контактов с Россией является природным явлением, и властям Грузии следует сформулировать реальный план, определяя максимум того, что сможет Грузия принять в отношении с Россией.
«Россия не намерена отзывать признание. Параллельно этому премьер Иванишвили заявляет, что России самой не выгодна оккупация Грузии — эти заявления мягко говоря некомпетентны», — отмечает Нодия в интервью грузинскому агентству «Пресса. Джи».
По мнению Нодия, возможность сотрудничества спецслужб России и Грузии маловероятна в условиях нерешенного территориального конфликта и в неимении дипломатических отношений между странами.
По мнению эксперта Ираклия Сесиашвили, выстраивание отношений между странами зависит только от дипломатии, и в этом процессе главное, чтобы государства уважали друг друга.
Бывший заместитель министра иностранных дел Сергей Капанадзе считает, что заявление российского президента нельзя рассматривать в позитивном ключе. По мнению Капанадзе, это заявление имеет очень негативный характер.
Капанадзе опасается, что предварительным условием для потепления российско-грузинских отношений вплоть до упразднения визового режима является сотрудничество специальных служб.
«Я уверен, что действия российских спецслужб не направлены на пользу нашей страны, это направлено против нашей страны» — заявляет Сергей Капанадзе.
Эксперт по политическим вопросам, бывший депутат парламента Валерий Гелбахиани же считает, что заявление президента России Владимира Путина о желание развивать отношения с Грузией совпало нарушение демаркационных линий в зоне конфликта.
«Это очень опасная тема. Когда государственная граница нарушена…», — рассказывает Гелбахиани в интервью грузинской газете «Алиа».
«Для нас главное то, какие политические шаги предпримет руководство России в вопросе территориальной целостности Грузии», — интересуется эксперт, бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили.
Грузинский политолог Сосо Цинцадзе заявление Владимира Путина рассматривает параллельно с заявлением Александра Дугина по поводу Грузии.
По мнению Цинцадзе, своим заявлением президент Путин дал понять осетинам и абхазам, что их статус независимых образований не является безусловным. По мнению политолога, скрытые намеки Путина громко высказал Александр Дугин, который призвал Грузию войти в состав Евразийского Союза. (См. заявление Дугина http://rus.ruvr.ru/2013_06_03/exvideo-Aleksandr-Dugin-JEskalacija-otnoshenij-s-Gruziej-sejchas-nevozmozhna-3357/)
«Путин не говорит, что невозможно восстановление территориальной целостности Грузии. Он, просто повторяет фразу, что Россия никогда не отзовет вопрос признания Абхазии и Южной Осетии», — считает Цинцадзе.
Сосо Цинцадзе считает, что в Кремле уже принято решение интеграции Грузии в Евразийский Союз взамен на территориальную целостность. Цинцадзе уверен, что Путин намекает, на то, что Абхазия и Цхинвальский регион в общих границах Грузии войдут в Евразийский Союз.
«Это обязательно должно стать темой обсуждения для нас и если мы откажемся, и этот отказ должен быть мотивированным», — отмечает Цинцадзе в интервью газете «Резонанси».
Послесловие
Процесс сближения России и Грузии стал необратимым. Послание президента Владимира Путина в отношении Грузии было принято в обществе разнообразно. Хотя инициативы российского президента стали предметом оживленных дискуссий, они косвенно связаны с желанием России пригласить Грузию в Евразийский Союз, вступление в который вызовет геополитическую переориентацию Грузии.
Прояснение российско-грузинских экономических отношений, а также прояснение вопроса визового режима открытым оставляют проблему спорных территорий. Нерешенность вопроса спорных территорий делает невозможным полномасштабное урегулирование российско- грузинских отношений.
Источник: kavpolit.com
08.07.13.