Современные попытки представить викингов миролюбивыми развенчаны грандиозной выставкой. Скоро она отплывает в Лондон
По бортам корабля викингов, самого длинного из доселе обнаруженных, — мечи и боевые топоры, на многих следы их многократного и кровавого применения. Выставка, открывающаяся в Копенгагене, разбивает вдребезги доброе отношение к викингам как к благодушным фермерам и торговцам, бытующее на протяжении последних десятилетий.
«Некоторые из моих коллег полагали, что достаточно выставить один меч, — говорит Анне Педерсен (Anne Pedersen), археолог и со-куратор выставки. — Но я всегда говорила — нет, мечей никогда не бывает много».
Выставка так и называется – «Викинг» (Viking). Она открывается в четверг в Национальном музее королевой Дании Маргрете (Queen Margrethe of Denmark), а для широкой публики в субботу. В следующем году она отплывает в Лондон на открытие нового выставочного пространства в Британском музее.
В отличие от предыдущих выставок, рисующих викингов опытными мореплавателями, талантливыми кузнецами и плотниками, построившими много городов, включая Йорк и Дублин, данная выставка возвращает нас к их традиционному образу свирепых налетчиков, хорошо вооруженных мечами, копьями, боевыми топорами и ромбовидными стрелами, наводящих ужас всюду, куда могли доплыть их самые лучшие и быстрые в Европе плоскодонные корабли. «Стрелы такой формы наносили больший урон, — объясняет Педерсен. — Раны от них были обширнее, их сложнее было залечивать по сравнению с прямолинейными порезами».
Некоторые государства, включая Византию и Иерусалим, использовали этих бесстрашных воинов как наемников. Другие боялись давать им в руки оружие массового поражения — законы франков запрещали продавать мечи викингам. Но как доказывает выставка, все равно мечи у викингов были.
На черепе воина из готландского могильника видны многочисленные следы от залеченных ран, нанесенных мечом. Кроме того, на зубах зафиксированы декоративные параллельные линии, подобные тем, что нашли на зубах из недавно обнаруженного захоронения людей с отрубленными головами в Дорсете. Болезненность данной операции должна была свидетельствовать о браваде этих мачо.
«Вероятно, лишь небольшое число викингов ходили в морские набеги. Но, как я понимаю, те, что оставались дома, скорее всего, рассказывали известные им предания о великих воинах, великих кораблях и великих мечах, — говорит Педерсен. — Это было важной частью их культуры».
Предметы собраны из коллекций 12 стран. Среди них груда янтарных камней размером с грецкий орех, ювелирные украшения из мусульманских и византийских монет — вероятно, попавших к ним в процессе торговли. Другие предметы, например, пара брошей из могилы женщины викинга в виде искусно переплетенных крошечных фигурок животных, выполненных из пластин золота, которые были отломаны с ковчега с мощами святого в Ирландии — определенно поступили иным путем.
Руническая надпись на великолепном серебряном ожерелье, найденном в Норвегии, гласит, что викинги прибыли во Фризию и «обменялись с ними военными доспехами» — возможно, это черный юмор. Железные ошейники для рабов из Дублина подтверждают, что богатство, добываемое ими, далеко не всегда было из золота и серебра.
Это крупнейшая выставка о викингах за последние более чем 20 лет. На ней собраны экспонаты со всей Европы, включая те, что были обнаружены в кладах в Йоркшире, Норвегии и России. Серебряный крест и миниатюрная фигурка Валькирии, мифологической покровительницы поля боя, были найдены в Дании всего несколько месяцев назад. Экспонаты из Британии включают в себя знаменитые резные шахматные фигурки Льюиса, изображающие свирепых викингов-воинов, кусающих край щита в яростном экстазе сражения.
Самый зрелищный объект, вписавшийся в галерею так, что осталось свободного пространства всего 1,7 метра — в новом зале Bloomsbury для него уже тщательно подобрано место — это специально обработанный консервантом для выставки и впервые демонстрируемый элегантный остов узкого боевого корабля викингов, самого длинного из всех, которые доселе были обнаружены. Длиною более 36 метров и с 39 веслами по каждому борту, он был рассчитан для размещения не менее 100 человек.
Корабль был случайно обнаружен в Роскильде (Roskilde) – там, где располагается знаменитый музей кораблей викингов. Музей построили 50 лет назад для хранения небольшой флотилии кораблей викингов, которые были намеренно затоплены 1000 лет назад, чтобы сузить и тем самым защитить подход к гавани. В 90-е годы рабочие, делавшие пристройку, наткнулись на большое скопление бревен, оказавшихся останками девяти кораблей. Среди них — боевой корабль невероятной длины, на строительство которого могло потребоваться 30 тысяч часов труда профессиональных мастеров — такое мог себе позволить только король.
Недавние научные исследования показали, что корабль был построен из дуба, срубленного в1025 году близ Осло, вероятно для короля Кнуда Великого (Cnut the Great), которого англичане величали Канут (Canute) — Повелитель Волн, завоевавшего Англию в 1016 и Норвегию в 1028 годах. От корабля уцелело лишь несколько бревен, но они составили полную протяженность киля.
И хотя выставка включает в себя раздел политики, стратегических альянсов посредством женитьбы и торговли, а также культовый раздел с экспонатами из могил, железные волшебные палочки и чашки для приема наркотиков из арсенала колдуньи, все же, глядя на корабль-орудие войны понимаешь, что основной тон здесь военный. Викинги слагали песни о кораблях — новый корабль сравнивали с драконом, дети играли с игрушечными кораблями, а богачей хоронили в кораблях.
Дизайн экспозиции и часть экспонатов на лондонском показе будут изменены, но в Копенгагене корабль представлен очень театрально, на фоне анимированной видеопроекции морского шторма. Вдали догорает жестоко разграбленное викингами поселение.
Анимацию сделали в Соединенных Штатах, и когда датские сотрудники увидели ее, то поначалу пришли в уныние — налетчики атакуют более поздний, средневековый крепостной город. В итоге, как рассказал куратор Петер Пенц (Peter Pentz), предложение о спасении фильма поступило из Хэмпшира — было решено считать приемлемым, что башни и участки крепостных стен могли принадлежать развалинам прибрежного римского укрепления, например — замку Портчестер близ Портсмута.
Некоторые мечи перед тем, как попасть в могилу воина, погнуты на манер сложенного ремня, символизируя конец своей земной жизни. Наряду с ними, на выставке представлено уникальное оружие — боевой топор, древко которого причудливо декорировано золотом. Про такие топоры читали только в сагах, но этот, из норвежского поселения — настоящий, хотя и единственный обнаруженный экземпляр.
«Я думаю, этот топор был нужен, чтобы произвести впечатление, а не для убийства, — говорит Педерсен, при этом с удовольствием добавляя, — но если захотеть, можно им кого-нибудь и убить».
Выставка «Викинг» работает в Национальном музее Дании в Копенгагене до 17 ноября 2013 г.