Поступившие на прошлой неделе сообщения говорят о том, что президент Барак Обама может отменить предстоящий саммит с президентом Владимиром Путиным из-за того, как Москва ведет себя в истории с Эдвардом Сноуденом. Но хотя президент Обама будет прав, отказавшись от встречи, сделать это ему следует вне зависимости от решения вопроса о предоставлении убежища Сноудену. Ведь Путин дал ему массу оснований для того, чтобы поступить таким образом.
На протяжении нескольких лет российский президент, премьер-министр, а затем снова президент ведет агрессивное наступление на свободу и демократию в России. Он бросил за решетку немало законопослушных деятелей оппозиции, он фальсифицировал результаты выборов, он подавляет любое проявление инакомыслия в обществе. Путин преследует меньшинства, в связи с чем им был подписан вызывающий тревогу своей неясностью и расплывчатостью формулировок закон, в котором «пропаганда гомосексуализма» приравнивается е порнографии. При нем возникла система, где богатым все чаще буквально сходят с рук убийства.
В то же время, Путин помогает Башару Асаду продолжать бойню в Сирии (в ходе конфликта уже погибли более 100000 человек) и защищает Иран, который ускоренными темпами создает ядерное оружие и поддерживает терроризм.
Как на все это реагируют Соединенные Штаты? В свой первый срок Обама вел себя с Россией неоднозначно. Он запустил в дело «перезагрузку» отношений и при ее реализации всячески избегал критики в адрес Путина. Однако попытка перезагрузить связи с Москвой не дала ощутимых результатов, а Россия в это время укрепляла альянсы с противниками США в лице Китая и Северной Кореи.
Надо отдать должное Обаме, который взял это себе на заметку и назначил на должность посла в России Майкла Макфола. Для большинства американцев это назначение мало что значило. Но для Путина это была хлесткая пощечина.
Макфол является ведущим сторонником распространения свобод и демократических норм правления, и Путина данное назначение явно возмутило, поскольку состоялось оно незадолго до президентских выборов в России. Поэтому Кремль начал кампанию по дискредитации Макфола и лишению его легитимности.
Кое-кто утверждает, что Обама практически ничего не может сделать, чтобы изменить поведение Путина, и что конфронтация с ним может подтолкнуть российского лидера к отказу от сотрудничества даже в тех областях, которые представляют взаимный интерес. Это так, но лишь в определенной степени. На самом деле, Путин показал, что он уязвим для политического давления. Последним примером тому стало его решение выпустить из тюрьмы до рассмотрения апелляции оппозиционного лидера и блогера Алексея Навального, которого в этом месяце приговорили к пяти годам лишения свободы.
Но есть и другая причина для усиления давления, и она сводится к одному простому вопросу: что именно такое осторожное поведение в отношении России дало Соединенным Штатам? Те области, в которых Москва сотрудничает с США, не имеют большого значения для Америки, и кроме того, Россия активно пытается противодействовать американской внешней политике, что наиболее заметно в Сирии. Все это время Вашингтон терял международное уважение и влияние, поскольку мы не вмешивались и безучастно наблюдали за тем, как Путин подавляет свой собственный народ.
Конечно, Америка не одинока в своем бездействии. Британия недавно призналась, что не стала до конца расследовать обстоятельства гибели российского диссидента Александра Литвиненко на своей земле, опасаясь втянуть в это дело и поставить в неловкое положение путинское правительство. Но это вряд ли можно назвать основательной причиной для того, чтобы Соединенные Штаты отказались занимать какую-либо позицию по данному вопросу. Даже если не учитывать тот факт, что Соединенные Штаты как свободная и демократическая страна обязаны с точки зрения морали противостоять Путину, имеются важные стратегические причины для такого противостояния.
Россия поддерживает режим Асада и оказывает содействие Ирану и Северной Корее в реализации их ядерных устремлений. Она вмешивается в дела своих европейских соседей, среди прочего, оказывая на континент давление путем периодического отключения газовых поставок. Вдобавок ко всему Россия в 2008 году вторглась в Грузию, а затем начала прилагать тайные политические усилия по выталкиванию из власти демократического и свободолюбивого лидера этой страны.
Что же может сделать Обама? Во-первых, ему давно пора начать говорить более напористо и действенно. Слова имеют значение. Во-вторых, администрация должна поддержать усилия конгресса по наказанию Путина и его дружков за совершенные ими правонарушения. В-третьих, Обама должен активнее сплачивать американских союзников на международной арене на поддержку инициатив США. И наконец, президент Обама должен ясно дать понять Путину, что Соединенные Штаты кровно заинтересованы в продвижении демократии, причем даже на российском пороге в Восточной Европе.
Путин уже заявил, что Соединенные Штаты поддерживают борьбу его внутренних оппонентов. Хотя бы в этом Обама должен показать, что российский лидер бывает честен.
Примечание редактора: Дэвид Мейерс с 2006 по 2009 год работал в Белом доме при Буше, а позднее с сенатором Митчем Макконнелом (Mitch McConnell). Его работы публиковались на страницах Jerusalem Post, The Washington Times и The Diplomat. В статье излагаются взгляды автора