В наших учебниках истории для старших классов обычно отмечалось, что тюркским народам удалось сохранить свою национальную идентичность благодаря исламу, а не являющиеся мусульманами тюрки, растворяясь в других сообществах, исчезают. В качестве примера приводилось явление славянизации болгар тюркской этнолингвистической семьи. Однако при взгляде на историю и современность можно констатировать, что религия сама по себе не превалирует в процессе сохранения национальной культуры. Например, наряду с тюрками, которые подверглись арабизации в окружении арабов в Сирии, существуют такие сообщества тюркского происхождения, которые не утратили своей культуры, несмотря на принятие православия. Это чуваши в России или гагаузы в Молдове.
Существуют разные представления о том, как принявшие православное христианство гагаузы оказались в регионе. Одни полагают, что предками гагаузов были огузы, которые вместе с гуннами или через некоторое время после них пришли в регион, обогнув Каспийское и Черное моря с севера. Поэтому этноним «гагауз» считают видоизмененным от «гек-огуз» [тюрк. — небесные тюрки].
Другие связывают происхождение этнонима с именем сельджукского правителя Иззеддина Кейкавуса II. В этой связи утверждается, что, когда монголы, совершая набеги на Малую Азию, уничтожили государство сельджуков, султан Иззеддин Кейкавус II вместе с многочисленной группой туркмен бежал в Византию. После смерти султана туркмены поселились в районе Добруджи (современная Румыния) и приняли христианство под влиянием Византии. Сегодня ведутся споры о достоверности этих представлений, однако весьма уверенно можно утверждать одно: гагаузы — племя огузов. Их язык очень близок к турецкому языку.
Сегодня гагаузы проживают на территории Молдовы, где они оказались после захвата османских земель русской армией. Когда территории нынешней Молдовы отошли к России после победы над Османской империей, большое количество болгарских и гагаузских крестьян из Болгарии, куда мимолетно вошли русские, были переселены на вновь завоеванные территории. Этнические корни Энвер-паши (одной из наиболее дискуссионных фигур нашей новейшей истории) также восходят к гагаузам.
В настоящее время в этом православном тюркском сообществе набирают силу дискуссии о независимости. Гагаузам принадлежит автономная территория в границах Молдовы, при этом большинство гагаузов склонно полагать, что власти Молдовы стремятся ограничить их автономные права. Заявления и позиция молдавских властей по этому вопросу лишь усиливают сепаратистские тенденции.
Как мы уже отмечали ранее, молдаване — народ, родственный румынам, поэтому власти Молдовы в перспективе склоняются к объединению с Румынией. Гагаузы же чувствуют гораздо более сильную близость к русскому народу, в этой связи румынский национализм вызывает у них негативную реакцию. После распада СССР в начале 1990-х годов, наряду с активизацией румынской националистической верхушки в Молдове, гагаузы, как и население российского и украинского происхождения, которое проживало в Приднестровье на востоке страны, заявили о своем протесте, выступая за отделение двух регионов от Молдовы. В середине 90-х, в том числе благодаря инициативам Турции, гагаузы согласились на автономию, и в Молдове возникло автономное территориальное образование — Гагаузская земля. В то же время территории, прилегающие к реке Днестр (там проживают славяне), по-прежнему не контролируются Молдовой.
В гагаузском сообществе всегда были сильны пророссийские тенденции (до недавних лет одним из регионов, где ориентированная на сближение с Россией Партия коммунистов Республики Молдова получала наибольшую поддержку избирателей, была именно Гагаузия). Поэтому в усилении гагаузского сепаратистского движения некоторые эксперты усматривают влияние России. С одной стороны, власти Молдовы отстаивают прозападную линию. Россия же стремится различными способами сохранить свое влияние в Молдове и не позволить этой небольшой, но стратегически важной стране сблизиться с ЕС. Силу этого влияния наглядно демонстрируют различные экономические региональные соглашения, которые Россия заключает с Гагаузской землей, а также заявления гагаузских лидеров о наличии у Гагаузии права вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, независимо от решения Молдовы.
Приверженцами идеи проведения референдума о независимости на Гагаузской земле собрано более 6 тысяч подписей (это почти каждый тридцатый из гагаузов, проживающих в Молдове), и данный вопрос обсуждается повсеместно, прежде всего в парламенте автономного образования. Наиболее интенсивную борьбу вокруг этого государства, которое остается на задворках Европы, ведут ЕС и Россия. Приведет ли усиление этой борьбы к созданию православно-тюркского государства, покажет время.