США взвешивают планы и консолидируют союзников с целью наказать Асада за предполагаемое применение химического оружия. Москва всерьез сомневаются в достоверности сообщений: режим «и без того побеждает» и «было бы безумием» устроить такую бойню в день приезда инспекторов ООН. «Россия нам не друг», — заключает колумнист The Times, рекомендуя исключить ее из G8.
США начали отшлифовывать варианты возможных военных ударов в Сирии, сообщает The Wall Street Journal. Параллельно Вашингтон приступил к дипломатическим усилиям, дабы выработать меры международного сообщества в ответ на утверждения, что сирийский режим, применив химическое оружие, убил более 1100 мирных жителей.
В четверг сотрудники Пентагона обновляли списки мишеней для потенциальных авиаударов — перечни различных объектов сирийского правительства и вооруженных сил, сообщает издание. Это делается на случай, если президент Обама решит принять меры в связи с инцидентом, о котором эксперты говорят: «Возможно, худшая за 20 с лишним лет бойня с применением химического оружия». Госсекретарь Керри связывает с главами внешнеполитических ведомств Франции, Турции, Иордании и ЕС, а также с генсеком ООН.
«Правительство Сирии отрицает обвинения в газовой атаке на сограждан», — пишет газета, отмечая, что эту позицию поддержали Иран и Россия, заявив, что зарубежные недруги строят козни против Асада.
Американские чиновники «подчеркнули, что целью ударов США будет не свержение режима, а наказание Асада, если отыщутся убедительные доказательства того, что за применением отравляющего газа в среду стояло правительство». По мнению газеты, это может быть предостережением, которое Вашингтон делает Асаду и его покровителям. «Неясно, готов ли Обама провести эти варианты в жизнь: он с самого начала воздерживается от военного вовлечения в конфликт».
Какие варианты действий есть у американских военных? Чиновники перечислили: удары по «режимным объектам», а также по «носителям и системам», которые применяются для химических атак. Генерал Мартин Демпси считает, что создание бесполетной зоны — дело слишком рискованное, а содействие свержению Асада повлечет за собой усиление радикальных исламистов.
По данным издания, сейчас в Пентагоне обсуждаются гораздо более узкие варианты — например, идея применять крылатые ракеты, чтобы не входить в воздушное пространство Сирии.
Сегодня перед Западом стоит все та же дилемма: удастся ли вмешаться в ситуацию в Сирии, избежав конфронтации с Россией и Ираном? — заключают журналисты.
Глава МИДа Франции призывает вмешаться в сирийский конфликт, но при этом не уточняет способы вмешательства, сообщает Le Figaro.
«Если факты подтвердятся, значит, настало время действовать, заявил министр иностранных дел Франции в четверг утром. Перед лицом массового убийства с применением химического оружия в среду в пригороде Дамаска глава внешнеполитического ведомства заявил о необходимости «силовой реакции» со стороны ведущих западных стран, исключая при этом использование наземных сил», — передает издание.
В настоящее время в Дамаске находятся следователи ООН, и «режим должен позволить этим следователям провести расследование» на месте предполагаемой драмы, чтобы убедиться в том, что она реально имела место, считает Фабиус.
Фабиус выступает за международное решение, которое должно стать «силовой реакцией» с участием американцев, англичан, французов и «русских, почему бы и нет», если факты подтвердятся, говорится в статье. «Если есть сомнения, их следует развеять». Если же русские противопоставят реакции международного сообщества свое вето, «тогда решения должны быть приняты иным способом». Каким? «Об этом я умолчу», — сказал Фабиус.
Российские официальные лица и независимые эксперты всерьез сомневаются в достоверности сообщений о том, что режим Башара Асада уничтожил более тысячи человек, применив отравляющий газ, пишет московский корреспондент The Christian Science Monitor Фред Уэйр.
«Никто в Москве не верит в то, что Асад стал бы применять химическое оружие, особенно теперь, когда он побеждает и без этого, и было бы безумием так поступить именно в тот день, когда инспекторы ООН приехали в Дамаск», — сказал политолог Сергей Марков. «Очевидно, что перед нами хорошо подготовленная провокация, возможно, устроенная спецслужбами Катара или Саудовской Аравии, направленная на разжигание страстей на Западе и инициирование вооруженного вмешательства с целью помочь повстанцам», — заявил Марков.
Официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич сказал журналистам в среду, что Москва считает эти сообщения изощренной попыткой сорвать вторую мирную конференцию в Женеве, которую Россия и США пытаются организовать, пусть и с переменным успехом, говорится в статье.
«Война в Сирии доказала, что Россия нам не друг» — так озаглавил свою колонку в The Times Эдвард Лукас.
Ответственность за использование боевых отравляющих веществ против сирийских мирных жителей лежит непосредственно на тех, кто их применил, — скорее всего, на режиме Асада, но, может быть, и на повстанцах. Однако еще сильнее виноват мировой порядок, который позволил конфликту вырасти до полномасштабной и неудержимой гражданской войны, полагает Лукас.
Часть вины автор возлагает «на нерешительные, разъединенные западные демократии». У Турции свои проблемы, а Израиль порицает Асада, но гораздо больше страшится исламистов. И все же более других повинна Россия, уверен Лукас. Вновь и вновь она накладывала вето в Совбезе ООН, а министр иностранных дел Сергей Лавров вошел в роль «Мистера Нет», которую во времена холодной войны играл Андрей Громыко.
При поддержке России Дамаск может по-прежнему плевать на остальной мир, независимо от того, какую цену за это заплатит сирийский народ, утверждает колумнист.
В отдаленной перспективе сирийский конфликт может закончиться чем-то вроде Дейтонского соглашения, положившего конец Боснийской войне, прогнозирует Лукас. Многие не доживут до этого дня, а пока что Западу надо проститься с иллюзиями относительно России. Пора понять, что ее поведение — это не временное отклонение от демократических идеалов, а отражение сущности ее клептократического, параноидального, мстительного и глубоко антизападного режима.
К счастью, Барак Обама публично заявил о необходимости пересмотреть отношения с Россией, да и в Европе время потакания Москве, кажется, прошло, радуется автор. Теперь дело за международными организациями. Лукас предлагает забыть о G8 и вернуться к формату G7. Россия принадлежит к клубу больших экономик, поэтому может сохранить свое место в «большой двадцатке», но в клубе развитых демократий ей делать нечего, объясняет он.
Автор рекомендует Западу в отношениях с Москвой перестать выдавать желаемое за действительное, поскольку это мешает принятию решений. «Спасать Сирию, может быть, уже поздно, но мы еще можем помочь самим себе».
Источник: inopressa.ru
23.08.13.