Визит украинского премьер-министра Николая Азарова в Россию для переговоров о последствиях подписания нашей страной Соглашения об ассоциации с ЕС, хоть и не принес результатов в формате «здесь и сейчас», но дал достаточно поводов для размышлений и действий украинской власти.
Смешно было рассчитывать, что Николай Азаров отправится вести диалог с российским коллегой Дмитрием Медведевым в вышиванке и с риторикой ОУН-УПА. Такой подход полностью противоречит и взглядам украинского премьера, и его функциональным обязанностям. На Николае Яновиче лежит ответственность за состояние экономики страны, что за полтора года до президентских выборов выглядит показателем высокой степени доверия со стороны действующего главы государства. Вся карьера чиновника Азарова была построена на избегании резких движений в направлении тех, кто способен усложнить ему жизнь.
Внушительный состав украинской делегации, прибывшей для консультаций в Москву, и фигура визави Николая Яновича тоже выглядят показательно. Проблема существует, и ее необходимо обсуждать в спокойной и максимально конструктивной обстановке. В России уже больше не говорят о властном тандеме, и тамошний премьер Медведев не демонстрирует решимости бороться за власть. В напряженных отношениях с Украиной Дмитрию Анатольевичу отведена роль доброго следователя, который может пошутить, поддержать разговор, обнадежить.
Куда интереснее, что заявления по результатам переговоров делал Игорь Шувалов, первый вице-премьер российского правительства. Это означает, что проблема постепенно опускается по ступеням властной иерархии до уровня специалистов, которым и договариваться легче, и привлекать к себе внимания резона нет.
Шувалов, по большому счету, не сказал ничего нового для украинской власти. Невозможность одновременного создания зоны свободной торговли с ЕС и Таможенным союзом была очевидна всякому, кто понимал, что интеграция на постсоветском пространстве не остановится на таможенном уровне. Единый таможенный тариф для украинских товаров – логичная заградительная мера, в конце концов, Россия уже давно не позволяет себе поблажек по отношению к Украине. Решение постоянно мониторить ситуацию, чтобы не допустить повторения событий, которые Николай Азаров упорно отказывается называть «торговой войной», можно расценивать как деполитизацию конфликта. И правильно – большой политикой будут заниматься наверху.
Украинский премьер, судя по его вступительному слову, прибыл в «Горки-9» c единственно возможным мэсседжем – восстанавливать объемы двустороннего товарооборота. Николай Янович по причине известной деликатности не стал упоминать, что главной причиной его сокращения стало существенное уменьшение объема закупаемого Украиной российского газа. То есть, «восстановление» в данном случае – синоним слова «замещение», призыв наполнить экономические отношения качественно другим смыслом. Правда, есть основания полагать, что сделать это в ближайшее время не удастся.
Какие выводы нужно сделать из визита Азарова в Москву? Во-первых, Украине нужно готовиться к новому витку экономического противостояния с Россией, руководству которой имперские амбиции мешают вести цивилизованную политику со стратегическим партнером. Будет ли это мелкая пакость, или что-то масштабное – предсказать не возьмусь, но приближение нового конфликта ощущается.
Во-вторых, обозначить готовность ущемлять российские интересы в Украине. Нет, не закрывая «дочки» российских банков, а принудив, например, Черноморский флот РФ соблюдать двусторонние договоренности с принципиальностью российских таможенников, шерстивших неделю украинские товары. В-третьих, украинскому МИДу пора показать, что словосочетание «экономизация дипломатии» наконец-то обрело реальное наполнение, обозначить новые рынки сбыта для украинских товаров и услуг. И не стоит бояться конкуренции с Россией в странах третьего мира, если и США с ЕС конкурируют там между собой.
В-четвертых, украинские переговорщики с Европейским Союзом должны попытаться убедить Брюссель в необходимости послаблений для отечественного бизнеса уже в ближайшее время. Тезисом Кэтрин Эштон «Мы не можем себе позволить потерять Украину» необходимо пользоваться для защиты национальных интересов.
Российско-украинские отношения напоминают стадию развода семьи, прожившей под одной крышей долгое время. Совместно нажитые активы уже давно поделены (не в пользу Украины), и взаимные претензии выдвигаются больше из желания насолить партнеру. Официальному Киеву предстоит научиться сохранять спокойствие и объяснить согражданам, что независимость – это не только праздник, парад и бесплатный концерт на главной площади страны, но и необходимость затягивать пояса, если нужно. И вот здесь затягивание поясов на властных штанах было бы особенно уместным.