Президент России Владимир Путин близок к стратегически важному успеху в борьбе за восстановление империи. Парламент Украины в среду не завершил предварительные работы по заключению договора об ассоциации с Европейским союзом, и уменьшаются шансы на его подписание во время запланированного на конец ноября саммита «Восточного партнерства» ЕС в Вильнюсе.
Парламент Украины в среду на внеочередном заседании не пришел к согласию по законопроекту, который позволил бы находящейся в заключении бывшему вице-премьеру Юлии Тимошенко направиться на лечение за границу. Вопрос Тимошенко стал главным препятствием для договора Украины с ЕС. По-прежнему не выполнены и два других важных предварительных условия для договора – изменения в законах о генеральной прокуратуре и о выборах. Миссия Европейского парламента в опубликованном в среду докладе сделала вывод, что «приближается к концу время, чтобы добиться соответствия предварительным условиям для подписания договора об ассоциации 29 ноября 2013 года».
Европейский парламент (ЕП) в среду продлил до 29 ноября мандат возглавляемой бывшим президентом Польши Александром Квасьневским и бывшим президентом ЕП Патом Коксом миссии, которая должна дать оценку готовности Украины подписать договор об ассоциации с ЕС. Украинский парламент 19 ноября попытается еще раз принять решение по спорным законопроектам, и, на взгляд руководителей миссии, шансы на достижение решения до сих пор 50:50. В переводе с языка дипломатов это означает что не блестящие.
Траектория Януковича
В последние месяцы президент Украины Виктор Янукович демонстрировал решимость вести свое государство в европейском направлении вопреки отчаянным попыткам России вынудить Украину отказаться от соглашения с ЕС и присоединиться вместо этого к создаваемому Москвой Таможенному союзу. К тому же, чем более угрожающими становились предупреждения Кремля о последствиях такого договора для Украины, тем большей казалась решимость украинской политической элиты сделать исторический выбор в пользу Европы.
В последние недели Россия добавила к экономическому давлению также политические и затрагивающие безопасность угрозы: мол, в случае подписания договора об ассоциации с ЕС утратит силу российско-украинский договор о дружбе, Москва больше не будет считать обязывающим договор о границе и поддержит промосковских сепаратистов Украины, предупреждал советник Путина Сергей Глазьев.
Янукович продолжал говорить, что «стратегические партнерские отношения» с Россией сохранятся и после присоединения к ЕС, но это можно было считать формальной вежливой отговоркой. Таможенный союз, в котором доминирует Россия, не совместим с режимом свободной торговли с Европой. Договор об ассоциации с ЕС был бы первым шагом к началу переговоров о вступлении Украины в ЕС, и мечта Путина о «евразийской цивилизации» с центром в Москве тогда бы не исполнилась.
Однако Киев медлил с выполнением предварительных условий для подписания договора об ассоциации, самым заметным из которых было освобождение Тимошенко из заключения. Германия получает упреки за то, что поставила важный для будущего европейского континента выбор Украины в зависимость от юридического статуса одного лица. Однако осуждение бывшего премьер-министра в 2011 году можно обоснованно считать политически мотивированным, поэтому главные упреки полагаются президенту Украины, который, держа в тюрьме своего главного политического оппонента, подвергает риску будущее государства. Янукович отказался помиловать Тимошенко, но, как казалось, был готов на компромиссное решение – позволить ей отправиться на «тюремные каникулы» в Германию, что фактически означало бы освобождение, хотя обвинения по-прежнему оставались бы в силе.
Неспособность принять такой закон в парламенте вызывает серьезные сомнения по поводу желания Януковича достичь соглашения с ЕС. Если до сих пор могло казаться, что, на взгляд президента Украины, это соглашение для Брюсселя важнее, чем выполнение всех предварительных условий, то сейчас возникает вопрос: не было ли его прежнее выступление за договор об ассоциации лишь тактической игрой для успокоения проевропейски настроенного большинства общества внутри страны и для получения преимуществ в сделке с Москвой?
Янукович в течение двух недель три раза встречался с Путиным: 25 октября — в Минске, 27 октября — в Сочи, а 9 ноября он отправился с ранее не объявленным визитом в Москву. И в Киеве чувствуется «смена тона» музыки, делают вывод западные дипломаты.
Союз промышленников Украины, в котором доминируют сторонники Януковича, призывает отложить на один год подписание договора с ЕС, что позволит Украине экономически адаптироваться к европейским условиям свободной торговли. Хотя правительство Украины еще 18 сентября утвердило договор об ассоциации с ЕС, в среду премьер-министр Микола Азаров на заседании правительства заявил, что «Украина не может отказаться от сотрудничества с Россией», и необычно жестко акцентировал необходимость улучшить отношения с восточным соседом. А прокуратура Украины в понедельник выдвинула уголовные обвинения адвокату Тимошенко (якобы за избиение жены).
Эти политические процессы заставляют опасаться – не готовит ли Янукович фон для провала договора. До 19 ноября, когда парламент повторно будет рассматривать вопрос, по которому не принято решение в среду, еще есть время, и по-прежнему остаются надежды на решение в последний момент. Но сейчас похоже на то, что эти надежды меньше, чем 50:50.
На границе
Отсрочка подписания договора об ассоциации еще не будет означать, что Украина автоматически станет государством создаваемого Россией союза бывших советских республик, или Евразийского союза. На Украине, несомненно, будет большое внутреннее сопротивление Таможенному союзу с Россией. Однако отступление Украины от продекларированной стратегической цели станет большой психологической победой для Путина во все более решительно развертываемой холодной войне с Западом.
В начале сентября Кремлю удалось заставить Армению отказаться от цели достичь договора об ассоциации с ЕС и заявить о присоединении к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Но главный приз в этом состязании Востока и Запада – это Украина, без которой Россия не империя, как говорил советник по вопросам национальной безопасности бывшего президента США Джимми Картера Збигнев Бжезинский. Отказ Киева от прозападной ориентации может стать тяжелым ударом для создания единой и свободной Европы и будет способствовать дальнейшему расколу континента на два лагеря противоположных ценностей.
Могут быть поставлены под угрозу также шансы Молдовы и Грузии на договоры об ассоциации с ЕС, которые намечено парафировать на совещании в Вильнюсе. После остановки Украины Россия с удвоенной силой возьмется за втягивание этих государств назад в орбиту своих сателлитов. Добровольно в ней не хочет оказаться ни одна из бывших стран-вассалов Москвы, но у Кремля есть мощные средства принуждения – торговля, энергоресурсы и, как в случае Армении, также рычаги военной безопасности.
К тому же, Москва, в отличие от Брюсселя, не требует выполнять какие-либо предварительные условия соответствия стандартам законности, демократии и прав человека, а совсем наоборот — предлагает щедрые экономические блага лишь за то, что ее потенциальные союзники откажутся от решимости стать демократическими европейскими государствами. Однако Кремль сурово наказывает за нежелание принимать эти подарки. Гнев Путина пришлось испытать также тем кто, поддерживает стремление других вырваться из его железных объятий, — как сейчас президентствующей в ЕС Литве, против которой Москва осуществляет экономическое давление.
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в среду призвал президента Украины «взять ответственность за судьбу своего государства». От готовности Януковича в большой мере будет зависеть, будет ли Литва так же, как и Латвия, страной, граничащей просто с Россией или с возрождающейся империей.
Перевод: Лариса Дереча.