Имеется уникальная возможность для максимального ускорения сближения Азербайджана с Западом в целом и с Евросоюзом, в частности
Западные страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ высказались по итогам венской встречи президентов Азербайджана и Армении по урегулированию карабахского вопроса. Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик доволен итогами встречи президентов Азербайджана и Армении – Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. «Я остался доволен результатом этой встречи, и мне не терпится определить следующие шаги во время встречи министров иностранных дел, которая состоится в начале декабря в Киеве», – сказал он в среду.
По словам Уорлика, эта встреча является всего лишь первым шагом к тому, чтобы вновь активизировать мирный процесс, устранить беспокойство страдающих от этого конфликта людей.
Диалог между Арменией и Азербайджаном по урегулированию нагорно-карабахского конфликта придаст новый импульс процессу, и Франция поддерживает эту тенденцию. Об этом заявил 20 ноября журналистам в Баку посол Франции в Азербайджане Паскаль Монье.
«Каждая встреча президентов с целью наладить взаимопонимание – это позитивный шаг. Как сопредседатель Минской группы Франция чувствует ответственность за продвижение переговорного процесса. Есть основания полагать, что 2015 год станет историческим для региона», – сказал Монье, сообщает 1news.az.
По его словам, сопредседатели Минской группы ОБСЕ готовят следующую встречу. По сути, посол Франции открытым текстом заявил, что американо-французский тандем предпримет все возможные действия для того, чтобы добиться прорыва в урегулировании карабахского конфликта в течение 2014 года.
Евросоюз также выразил поддержку началу нового этапа мирных переговоров, притом на самом высшем уровне. Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон приветствовала встречу президентов Армении и Азербайджана 19 ноября в Вене.
В своем заявлении она отметила, что «готовность президентов Армении и Азербайджана продолжить переговоры и их готовность провести в скором времени новую встречу вселяют оптимизм».
Еврокомиссар также отметила, что ЕС готов участвовать в новых усилиях с целью разрешения карабахского конфликта и оказать содействие усилению работы Минской группы ОБСЕ.
Обращает на себя внимание тот факт, что Москва не выступила с отдельными комментариями по итогам венской встречи. Хотя Россия имела возможность поддержать переговоры на самом высшем уровне. Буквально вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров общался с журналистами. Но об этом чуть позже.
Запад имеет множество стимулов для стимулирования мирных переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Во-первых, по сути, Россия объявила «холодную войну» Западу в целом и Евросоюзу, в частности. Кремль пытается торпедировать процесс интеграции постсоветских стран в евроатлантическое пространство, притом всеми возможными средствами, в том числе экономическим шантажом и военно-политическим давлением. Запад не может позволить подобного вызывающего поведения со стороны России. И, как следствие все остальные вопросы, в том числе проблемы с демократией и правами человека в странах постсоветского пространства, отходят на время на второй план.
Дело дошло до того, что выходки России начали раздражать даже Германию, которая считается «агентом влияния» Кремля в Евросоюзе. Притом необходимо учесть, что немецкие политики лоббируют интересы России в ЕС не только из-за национально-государственных интересов Германии, но и из-за своих собственных. Многие немецкие политики после ухода на пенсию получают теплые места в российских монополиях, как бывший премьер Шредер. Но сейчас не тот случай. Нет, речь не о Шредере, который будет защищать интересы России, а точнее путинские, до гроба, даже во вред интересам Германии. Речь идет о ныне правящей элите Германии, которая обязана блюсти национально-государственные интересы.
«Что общего у литовского сыра, молдавского вина и украинских конфет? Все эти продукты Россия в недавнем прошлом запрещала к ввозу на свою территорию, будто бы из-за угрозы здоровью населения», – так начинает обозреватель Tagesspiegel Клаудиа фон Зальцен свою статью о колебаниях постсоветских республик между Россией и Евросоюзом, грядущем саммите «Восточного партнерства» и выступлении Ангелы Меркель в Бундестаге, сообщает inopressa.ru. «Это был бы исторический шаг для тех государств, в которых еще прослеживается устаревшее деление Европы на Восток и Запад, – как и для нас, которые нередко считают, что Европа заканчивается не дальше восточной границы Польши… Да и с точки зрения России сближение этих стран с Европой есть поворотный момент в истории», – пишет журналистка о намеченном на конец следующей недели парафировании соглашений об ассоциации с ЕС.
Ангела Меркель, обращаясь в понедельник к Бундестагу, «отреагировала на давление со стороны России значительно более внятно, чем кто-либо в Евросоюзе прежде», полагает фон Зальцен. «Бундесканцлер сказала, что никакого права вето у третьей стороны быть не может. На языке дипломатии это означает резкое порицание. Но Меркель пошла еще дальше и предложила угнетаемым Россией странам помощь – в сбыте их продукции и даже в энергообеспечении. Тем самым Германия демонстративно берет под опеку государства, на которые Россия оказывает давление». «Принимает ли занятый своими проблемами Евросоюз это партнерство столь же серьезно? – продолжает автор статьи. – Тот, кто на самом деле хочет сближения, должен сам больше делать для достижения этой цели, поэтому обещание Меркель не бросать в беде будущих партнеров – это знаменательное событие, возможно, даже поворотный пункт. Россию ни в коем случае нельзя исключать из этого партнерства, если она сама себя не исключит. Слова Меркель могут оказаться исходной точкой новой восточной политики Европы».
Во-вторых, в Брюсселе, притом имеются в виду как ЕС, так и НАТО, наконец-то поняли, что под серьезной угрозой оказались западные интересы, в том числе и в сфере обеспечения энергетической безопасности Европы в целом. Одним словом, поняли, что Путин не шутит. Времена, когда Россия шумела-шумела, а потом с учетом геополитических и геоэкономических реалий вынужденно мирилась с проявлениями экспансии Запада на постсоветском пространстве, прошли, хотя бы на время. Притом дело не в том, что эти реалии изменились. Отнюдь. Реалии остаются прежними. И думаю, что это прекрасно осознают и в Кремле. Россия не стала социально-экономически сильной, Россия не стала технологически передовой страной. При наличии этих двух все остальные как негативные, так и позитивные факторы не имеют никакого значения. Кремль просто пытается насиловать существующие геополитические и геоэкономические реалии.
Он пытается сохранить как военно-политический, так и экономический контроль над постсоветским пространством, за исключением стран Прибалтики.
Россия считает неконструктивными попытки ряда внерегиональных стран и организаций навязать свои интересы прикаспийским странам.
Как сообщает АПА со ссылкой на сайт МИД России, об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на 34-м заседании специальной рабочей группы по разработке Конвенции о Каспии в Москве.
«Считаем, что делу не помогают неконструктивные попытки отдельных государств и организаций, которые расположены достаточно далеко от Каспия, навязывать каспийским государствам свои интересы, свою линию поведения, а порой и пытаться сталкивать нас друг с другом. Тем более недопустимо какое-либо военное присутствие внерегиональных стран на Каспии», – заявил министр, подчеркнув, что по последнему вопросу проблем нет, поскольку президенты прикаспийских стран неоднократно демонстрировали единое понимание.
С.Лавров отметил необходимость сохранения мира, дружбы и добрососедства в Каспийском регионе. «Россия намерена и впредь твердо соблюдать имеющиеся договоренности о решении всех принципиальных каспийских вопросов только в рамках «пятерки», члены которой обладают исключительными суверенными правами в отношении моря и его ресурсов», – добавил он.
Уж очень цинично звучат заявления о мире, дружбе и добрососедстве в Каспийском регионе из уст главы МИД государства, имеющего самую большую военную флотилию на Каспии и при этом утверждающего, что не позволит строительства Транскаспийского газопровода.
Думаю, после беспрецедентного давления на Армению и Украину в Брюсселе наконец-то осознали простую реальность: эти урозы о допустимости грубого ущемления суверенных прав Азербайджана и Туркменистана – не просто слова. И дело не только в том, что Россия воспринимает Южный Кавказ и Украину в качестве последнего рубежа, где она еще может остановить западную экспансию, угрожающую ее национально-государственным интересам. Хотя надо признать, что существенная часть российской элиты, в том числе так называемая демократическая, именно так и считает. Но важно другое. Президент России Путин связывает собственное политическое будущее с реализацией авантюрных интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Создается впечатление, что брюссельские бюрократы от политики наконец-то прозрели и решили продемонстрировать жесткость в отношениях с Россией. И тут речь идет не только об урегулировании карабахского конфликта или же реализации проектов, связанных с программой «Восточное партнерство». Евросоюз собирается активизировать действия, направленные на реализацию проекта строительства Транскаспийского газопровода. А это в свою очередь означает реанимацию проекта «Набукко».
Евросоюз считает, что сейчас самые благоприятные условия для того, чтобы начать строительство Транскаспийского трубопровода, заявил во вторник Временный Поверенный в делах ЕС в Туркменистане Денис Даниилидис, передает РИА «Новости», о чем мы уже писали во вчерашнем материале.
В-третьих, Россия, по сути, пытается спровоцировать новый, притом намного более опасный этап напряженности на Южном Кавказе. Наша газета уже сообщала, что накануне в Кремле во время встречи с высокопоставленными военнослужащими президент России Владимир Путин заявил, что в ближайшее время Россия намерена вместе с Арменией создать единую систему противовоздушной обороны. «Зеркало» также отметило, что ПВО Нагорного Карабаха входит в единую систему противовоздушной обороны Армении. То есть, грубо говоря, единая армяно-российская система ПВО будет покрывать и оккупированные Арменией азербайджанские территории.
Кроме того, если так, то необходимо по-новому рассмотреть проблему с Ходжалинским аэропортом. Россия вполне может рассматривать этот аэропорт как часть этой единой системы ПВО.
Можно было предположить, что наш новый министр обороны во время переговоров с российским коллегой, которые состоялись буквально накануне, потребует прояснить все эти вопросы. Но, судя по официальной информации, эта тема не затрагивалась.
В ходе встречи министров обороны Азербайджана и России в Москве обсуждалось известное заявление командира российской военной базы в Армении полковника Андрея Рузинского.
Как сообщает московский корреспондент АПА, министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов в ходе встречи с российским коллегой генералом армии Сергеем Шойгу затронул заявление командира 102-й военной базы в Гюмри Андрея Рузинского. Оно было опубликовано в интервью газете «Красная звезда»: «Если Азербайджан начнет операцию в Нагорном Карабахе, военная база может вмешаться в конфликт». С.Шойгу же заявил, что слова А.Рузинского были искажены: «По всей вероятности, это было ошибкой журналиста».
Объяснения министра обороны России настолько несерьезны, что их даже не стоит комментировать. А вот в Грузии уже обратили внимание на этот вопрос, который с точки зрения международно-правовых норм, к ним, в отличие от нас, не имеет никакого прямого отношения.
Вопрос армяно-российского военного сотрудничества всегда вызывал обеспокоенность Грузии и грузинского народа: это очень тонкий вопрос. В ходе беседы с армянским Первым информационным каналом такое мнение выразил лидер гражданской инициативы «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян, комментируя заявление, сделанное накануне в Кремле президентом России Владимиром Путиным, о том, что Россия в ближайшее время намерена вместе с Арменией создать единую систему противовоздушной обороны.
По его словам, исходя из ряда геополитических обстоятельств, осуществление подобной договоренности будет крайне нежелательным явлением.
«С точки зрения поддержания стабильности в регионе это очень важный вопрос, тем более после грузино-российской войны 2008 года. Несмотря на публикации в грузинской прессе о том, что в дни войны могла быть применена военная сила российской военной базы, размещенной в Армении, подобного не произошло. Я не знаю, было ли это четкой позицией армянской стороны или же решением России, однако подобного не произошло.
Российская военная база в Гюмри сама по себе вызывает беспокойство Грузии, а тем более создание единой армяно-российской системы противовоздушной обороны.
Хочу надеяться, что и впредь исторически-традиционные обязательства между нашими обеими странами будут соблюдаться, несмотря на то, что сегодня Армения и Грузия склоняются к различным геополитическим платформам», – сказал А.Степанян, выразив уверенность в том, что в случае создания единой армяно-российской системы ПВО пострадают как региональная стабильность, так и армяно-грузинские отношения.
По оценке собеседника армянского сайта, страны, находящиеся в добрососедских отношениях, не могут нанести друг другу удар в спину.
Одним словом, имеется уникальная возможность для максимального ускорения сближения Азербайджана с Западом в целом и с Евросоюзом, в частности, особенно с учетом согласия Армении на участие в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве.
А мы в принципе «за», но еще не готовы. Посол Азербайджана в США Элин Сулейманов заявил, что Баку сосредоточен на «стратегическом будущем» и не стремится подписывать соглашения «ради подписи», передает радиостанция «Голос Америки».
«Азербайджан является консервативным переговорщиком, – сказал Сулейманов. – Быть независимой нацией – означает, в том числе, брать ответственность за свои решения. Мы не собираемся вести переговоры два года, с тем чтобы в последний момент изменить свою позицию», – сказал Элин Сулейманов. По его словам, у Азербайджана имеются расхождения с Европой по некоторым вопросам.
«Если мы подписываем соглашение – значит, это является нашей позицией. Нам очень важна позиция Европы по поводу территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Мы очень ценим «Восточное партнерство», но по некоторым вопросам у нас имеются расхождения», – сказал посол Азербайджана в США.
Источник: («Зеркало.az«, Азербайджан)