В ходе опросов помимо социологических инструментов (которые, к примеру, показали, что власть безоговорочно поддерживают 12% населения) использовалось 6 психологических приемов. К примеру, респондентов просили нарисовать животное, олицетворяющее общество. В большинстве случаев это были овца, козел, муравей. А животными, олицетворяющими власть, оказались хищники: волк, кабан, ястреб, удав. Изображали также Змея Горыныча и Кощея Бессмертного. Очень многие респонденты вместо властного животного норовили нарисовать в опросных листах ягодицы.
Психотесты поставили российскому обществу и психологический диагноз: синдром выученной беспомощности. Его открыли жестокие американские ученые, делавшие эксперименты на собаках. Они показывали животному кусок мяса, а когда оно подбегало — захлопывали перед ним дверь. Так повторялось до тех пор, пока собака не переставала реагировать на еду. И не шла за ней даже в открытую дверь. Тогда ее подгоняли током, но она все равно активно не хотела идти за мясом.
В чем выражается этот синдром у россиян? В том, что, не поддерживая власть, они не ходят на выборы и не голосуют против нее. Более того, отношение к оппозиции ухудшается синхронно с падением рейтинга Путина. Люди хотят новых лиц в политике, но заранее им не верят. Приобретенная беспомощность проявляется и в том, что, теоретически поддерживая революцию и считая ее единственной возможностью сменить действующую власть, на практике люди даже перестают выходить на протестные митинги. Если год назад во время аналогичного исследования о готовности примкнуть к акциям несогласных заявляли 16% опрошенных, то теперь их только 5%.
Означает ли это, что народ, зараженный собачьей психической болезнью, крепко спит и власть тоже может спать спокойно?
«Народ чувствует себя беспомощным, только 18% респондентов верят, что общество способно влиять на политиков. Это опасно для власти, потому что революция приобретает легитимность в сознании людей, — считает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. — Да, народ пассивен, но отторжения революции у него больше нет. А экономические проблемы могут его в перспективе активизировать. Падение рейтингов власти началось в 2009 году и приобрело необратимый характер. Если оно будет продолжаться сегодняшними темпами, то к концу 2013 года личный рейтинг Путина опустится до 20%. И тогда реально контролировать страну ему не помогут никакие репрессии».
Еще один интересный нюанс всплыл во время теста, который требовал похвалить Путина за что-нибудь. Преобладали высказывания наподобие «спасибо за то, что избавил нас от Медведева». Если отношение к Путину ухудшается постепенно, без резких провалов, то доверие к Медведеву уже обрушилось. И это может плохо отразиться на эффективности работы правительства.
«Мы не можем дать власти никакого совета, очевидных решений нет, — говорит Дмитриев. — Наша задача показать ей, насколько серьезно ухудшилось настроение в стране».