Писатель Владимир Каминер, в 1990 году уехавший жить в Германию и прославившийся там книгой «Русское диско», в интервью Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung рассказал о своем видении современной России: она представляется ему маленьким ребенком, которому нужно помочь сориентироваться в многообразии мира.
Большая часть разговора была посвящена Олимпиаде в Сочи. Когда разговор зашел о талисманах, Каминер рассказал анекдот, будто бы исходящий из окружения Владимира Путина: «Тогда, на Олимпиаде-80, сначала были соревнования, а потом отпустили мишку, а на этот раз все наоборот: сначала выпустили Мишу, Михаила Ходорковского стало быть, а уж потом будут заниматься спортом».
«Думаю, что местные жители во время зимней Олимпиады будут страдать, — продолжил собеседник Die Welt. — Но если они Олимпиаду переживут, то долго еще будут получать от нее выгоду. Местность вокруг Сочи на протяжении столетий регулярно постигают различные несчастья. Тамошнее население пережило наводнения, природные катастрофы, войны и принудительные переселения, справятся они и с Олимпиадой».
«Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи с самого начала было труднообъяснимым решением… Насчет того, почему конкурс выиграл Сочи, есть множество гипотез. Самая распространенная состоит в том, что тут помог бывший австрийский лыжник и друг Путина Карл Шранц. Но не просто так, ведь австрийцы получили очень солидный бюджет. Наверное, десятая часть всех строительных фирм, в том числе те, которые отвечают за водоснабжение, — австрийские… Путин заметил, что в России хорошо функционируют только те проекты, в которых участвуют иностранные советники или инвесторы.
Хотя и в таких случаях бывает много ругани и воровства, в конечном итоге все-таки что-то бывает построено, а в чисто русских проектах это удается не всегда. Иностранцы из Международного олимпийского комитета с самого начала присутствовали на стройплощадке и давали инструкции… Плохо ли это? Для жителей Сочи, разумеется, не плохо, они впервые в жизни получат исправный водопровод. С другой стороны, экономика такой большой страны, как Россия не может приводиться в движение одними только международными спортивными мероприятиями».
Позицию политиков, отказавшихся представлять свои страны в Сочи, писатель считает «деструктивной». Президент ФРГ Йоахим Гаук своим бойкотом «никому не поможет, но и больно на самом деле никому не сделает. Он оставляет людей дальше жить в ослепленном состоянии. Я бы на его месте поехал, а еще вместе с другими европейцами собрал бы команду лесбиянок и геев и привез бы их под радужным флагом в Сочи».
В какой-то момент разговор свернул на обсуждение имиджа президента Путина. Пока публичные демонстрации мужественности не сопровождаются репрессиями, они будут восприниматься россиянами нормально, считает Каминер: «За 14 лет они изучили все его грудные мышцы. Это успокаивает людей и привносит в общество стабильность… Нормальный русский мужчина имеет брюшко и лысину. Путин со своим мачистским имиджем хочет найти подход к чрезвычайно феминизировавшемуся в наше время европейскому миру. Другие страны, с точки зрения русского человека, не могут по-настоящему похвастаться своими президентами. У американцев президентов — как песка на пляже… Русские над этим смеются, своих президентов они могут посчитать на пальцах одной руки, даже если на этой руке всего три пальца.
С точки зрения Путина, западные политики — это мотыльки-однодневки, сегодня они есть, а завтра их уже нет. Единственная, кого не зря выбрали самой могущественной женщиной мира, это Меркель. В Германии ведь тоже нет ограничений насчет того, сколько человек может пробыть фрау бундесканцлером. Путин у власти уже 14 лет… Из-за того, что законы поменяли, Путин теперь может править еще двенадцать лет. Тут уж он может хоть сверкать торсом, хоть голую задницу показать, ничего не изменится: все равно будет демократически избранным президентом».
«Олимпиада приведет к усилению президента, но она усилит и оппозицию, ведь страна открывается миру. В 1980 году (мне тогда было 13 лет) Олимпийские игры бойкотировала половина белого света, но в Москву все равно приехало множество иностранцев. И хотя правительство тогда сделало все возможное, чтобы исключить любые контакты населения с иностранцами, люди все равно встречались, знакомились и, наверное, насколько-то расширили свой кругозор… Это не удалось в 1980 году, не сработает и на этот раз… Невозможно выстроить по стойке «смирно» целый город. Путин это знает не хуже меня».
«Сегодня, двадцать лет спустя после кончины коммунистической диктатуры, многие русские имеют возможность путешествовать по миру, но они практически ничего не видят и не слышат. Они ослеплены многообразием мира. Такое случается с маленькими детьми, когда их впервые приводят в зоопарк. Они тоже, бывает, прилипают к первой же клетке… вместо того, чтобы пойти дальше и изучить весь животный мир… После 70-летней изоляции русские стали как дети. Их нужно приобщить к многообразному европейскому миру. И поэтому важно, чтобы в Сочи приехало много народу».
«В России нужно заново определить границы нормы. Русские по-прежнему втиснуты в очень узкие рамки. Из их сегодняшнего настоящего, которое они неправильно трактуют, они глазами прошлого смотрят в будущее. Так что долг европейцев — не бросать Россию с Сочи в беде».
«Россия как спеленутый маленький ребенок, — резюмировал Каминер. — Что из него выйдет, хороший человек или плохой, гомосексуал или гетеросексуал, этого еще никто не знает. Важно, что будут маленькой России рассказывать родители и учителя, что ей будет позволено узнать о своем прошлом, а что нет. Человек вырастает без комплекса неполноценности только в том случае, если он может опереться на свое прошлое. Но в России оно по-прежнему затеняется. Новая Россия ведет себя так, будто с прошлым ее ничто не связывает. Поэтому я и думаю, что чем больше мир будет приходить в Россию, тем лучше. Стране нужен пинок под зад. Надеюсь, зимние Олимпийские игры с этой задачей справятся».