Корреспондент американского онлайн-издания проникла в питерскую штаб-квартиру «кремлевских троллей», узнала, что они думают о своей работе, и изучила их приемы в борьбе за общественное мнение.
За стенами четырехэтажного мраморного здания в Санкт-Петербурге (на фото) сотни сотрудников стучат по клавиатурам компьютеров. Это передовая информационной войны. Так рассказывают те, кто побывал внутри.
Их называют «кремлевскими троллями». Они работают по двенадцать часов кряду, наводняя интернет пропагандой путинских взглядов на Россию и мир.
Кремль всегда увлекался пропагандой, но за прошедший год активность троллей стала зашкаливать. Сотни онлайн-бойцов включились в информационное противостояние с Западом в том, что касается роли Кремля в пророссийском мятеже на востоке Украины. Есть и программа, направленная и на то, чтобы заставить Сербию свернуть с провозглашенного ей пути к членству в Евросоюзе, и пропаганда, ориентированная на Германию, США и другие западные державы. Эта операция настолько обеспокоила Евросоюз, что вынудила его создать план борьбы с российской дезинформационной кампанией. Подробности плана пока не опубликованы.
Люда Савчук, незамужняя мать двоих детей, работала на петербургской «фабрике троллей» до середины марта. Тридцатичетырехлетняя журналистка говорит, что она, устраиваясь на эту работу, понимала, что попадает в некую оруэлловскую вселенную, но недооценивала ее интенсивность и размах.
«Я знала, что это что-то плохое, но, конечно, не подозревала, что насколько это ужасно и масштабно», — сказала она в интервью, которое давала в своей квартире, стены которой украшены рисунками двоих ее детей-дошкольников.
Она рассказала, как тролли создают аккаунты в соцсетях под разными псевдонимами вроде koka-kola23, green_margo and Funornotfun. Каждый сотрудник ее отдела должен за двенадцатичасовую смену выдать 160 записей в блогах. Тролли из других отделов наводняют интернет фальшивыми фотографиями и пропутинскими комментариями к новостям, появляющимся на российских и западных информационных порталах.
Людмила Савчук. Фото: Дмитрий Ловецкий / AP
В некоторых отделах, по ее словам, тролли ежедневно получают задания: о чем писать, какие эмоции вызывать. «Мне кажется, они не понимают, что делают, — говорит Савчук. — Они просто повторяют то, что им сказали».
Она рассказывает, что большинство троллей — это молодежь, привлеченная относительно высокими заработками — от 40 до 50 тысяч рублей в месяц (от 800 до 1000 американских долларов).
Ее рассказы о работе совпадают с тем, что говорят другие бывшие тролли, выступавшие публично, но Савчук — одна из немногих, кто не скрывает свое настоящее имя. Она уволилась, проработав чуть больше двух месяцев, когда почувствовала, что невыносимо быть частью пропагандистской машины.
Тролли работают в компании «Интернет-исследования», которую финансирует холдинг, возглавляемый другом и личным шеф-поваром Путина. Бывшие сотрудники не сомневаются, что работой компании управляют из Кремля.
Петербургский журналист Андрей Сошников, один из первых, кто написал о «фабрике троллей», говорит, что в здании работают около четырехсот человек. Видеоролик, который он весной опубликовал на YouTube, — одна из редких возможностей заглянуть внутрь здания; там можно увидеть, как тролли плечом к плечу сидят за своими компьютерами. Расширившаяся компания переехала в это здание в марте 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, что вызвало первые экономические санкции Запада.
Сошников, репортер еженедельника «Мой район», говорит, что в последние месяцы «фабрика троллей» активно нанимает англоязычных сотрудников, пытаясь расшатать общественное мнение в США.
«Вдруг они переключаются на канал Russia Today и узнают, что Россия — святая земля, Обама — кровавый диктатор, а истинная свобода слова существует только в России».
По словам медиа-аналитиков, в Сербии троллей рекрутируют через маленькие партии правого толка, политически и финансово поддерживаемые Россией.
В конце февраля, когда в Москве был убит лидер российской оппозиции Борис Немцов, сербские тролли отреагировали моментально. «Кто, кроме Америки, выигрывает в результате этого убийства? Это явно работа ЦРУ» — такую мантру многократно повторяли в дискуссиях на сербских новостных сайтах. Такие заявления получали сотни «лайков», а уровень одобрения комментариев в духе «за это отвечает Путин» на этом фоне смотрелся смехотворно.
Сербы получают большую часть информации о России из поддерживаемых Москвой медиа, а тролли еще усиливают кремлевскую линию. Результат — широко распространенное в Сербии мнение, что в Киеве неонацистский режим и что Путин был прав, когда аннексировал Крым.
«Одно из последствий — то, что уровень поддержки евроинтеграции в Сербии впервые со времен демократических перемен в 2000 году упал ниже 50%, — говорит Елена Милич, политический аналитик из Центра евроатлантических исследований в Белграде. — Будет очень трудно восстановить общественную поддержку».
В Германии министерство иностранных дел предприняло попытку противостоять пропаганде, выпустив меморандум для дипломатов о том, как развенчивать стандартные российские аргументы, касающиеся украинского конфликта.
К примеру, в ответ на утверждение «в Киеве у власти фашисты» рекомендуют указывать на то, что радикальные и ультраправые группы составляли лишь небольшую часть тех, кто сверг пророссийского президента, и что крайне правые партии показали очень низкие результаты на последовавших парламентских и президентских выборах.
—
Юлия Субботовска, The Huffington Post; перевод: Открытая Россия
07.06.15.