Пока мир в недоумении наблюдает за тем, как дерзко Россия устанавливает и на практике использует свое военное присутствие в Сирии, Москва потихоньку продвигает другую инициативу с далеко идущими последствиями — размещение авиабазы в соседней Беларуси.
Основным различием между двумя странами в этом случае становится то, что Россия не может аннексировать или оккупировать Сирию, между тем Беларусь видится ей в другом свете. Кроме того, в далекой и в высшей степени нестабильной Сирии, где пересекаются интересы столь многих участников, Россия неизбежно столкнется с серьезными угрозами и, весьма вероятно, материальными последствиями. Беларусь, напротив, должно быть, представляется Москве низко висящим плодом, который она может сорвать без особых затруднений.
Тем не менее, намерения Кремля в Беларуси еще менее очевидны, чем в Сирии. Наращивание Россией военной мощи на Ближнем Востоке является весьма ситуативным и представляет собой экспромт с целью влиться в общее взаимодействие наций. План Кремля для Беларуси может оказаться гораздо сложнее, с более системными последствиями.
Россия планирует создать в Беларуси авиабазу
В начале сентября премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил, что хотел бы предложить президенту Владимиру Путину подписать соглашение о создании авиабазы в Беларуси. В соответствии с российским правительством, «положения соглашения по созданию авиабазы будут устойчивой гарантией военного присутствия России в регионе и облегчат укрепление его безопасности». 18 сентября Путин одобрил начало переговоров с Беларусью по поводу базы. Русские даже сообщили о проекте соглашения общественности, раскрыв детали довольно расплывчатой договоренности, накладывающей на Беларусь определенные рамки.
Невероятно, но от минских властей не последовало никакой публичной реакции ни до, ни после данного объявления. Официальные лица в области обороны и ведомства по иностранным делам уклонились от комментариев по поводу этого — судя по всему — непустячного вопроса. Вместо этого они предложили адресовать все вопросы российской стороне. Соединенные Штаты и Европейский Союз также хранят молчание, хотя их официальные лица в частных беседах признают, что тема эта требует тщательного рассмотрения.
Манера, с которой Кремль подходит к этому вопросу, и отсутствие единодушия в правительстве Беларуси определяют инициативу по созданию базы как план, осуществляемый Россией в одностороннем порядке. Это решение навязывается политически и экономически уязвимому режиму, в большой степени зависимому от энергетических субсидий России и ее финансовой поддержки.
План ставит страну на линию конфликта
Однако проблема в том, что белорусы не хотят российской авиабазы, не нуждаются в ней и не приглашают русских демонстрировать их передовой военный потенциал на своей территории.
С их точки зрения, идея российской авиабазы имеет очевидные недостатки. В Конституции Беларуси ставится целью освободить территорию страны от ядерного оружия и заявляется о ее стремлении к нейтралитету. Очевидно, что создание российской авиабазы противоречит Конституции. В сущности, Беларусь втягивается, против воли своего народа, в более тесные военные отношения с Россией, которая взялась проводить довольно опасный геополитический курс, подрывая тем самым международную безопасность. Наличие крупного российского военного объекта поставит Беларусь на линию конфликта, если напряженность между Россией и Западом продолжит расти.
Еще одна загвоздка с иностранной авиабазой заключается в том, что в Беларуси правит авторитарный режим Александра Лукашенко, международная легитимность которого не была признана на Западе со времен референдума 1996 года. Решение, давать добро на иностранное военное присутствие или нет, требует тщательного рассмотрения со стороны государства и общества, что оказывается возможным, когда государство имеет систему сдержек и противовесов, а общество осуществляет контроль над процессом разработки и осуществления политического курса. Оба эти условия в Беларуси отсутствуют. Лукашенко как глава исполнительной власти сосредоточил в своих руках абсолютную власть, а общество отстранено от принятия решений.
Дополнительным фактором является то, что у Беларуси нет насущных проблем с безопасностью — исключая ту же непредсказуемую Россию — которые потребовали бы укрепления ее военного потенциала. Несмотря на авторитарный характер режима и непрекращающиеся грубые нарушения прав человека, страна никогда не представляла прямой угрозы для международного мира и безопасности. Это отчасти объясняет то, почему международное сообщество не накопило достаточно политической воли, чтобы серьезно противостоять мерам, к которым прибегает Лукашенко. Напротив, Беларусь воспринимается в качестве помощника в поддержании международной безопасности. В частности, страна добровольно отказалась от обладания ядерным арсеналом и вместе с Украиной и Казахстаном подписала теперь уже печально известный Будапештский меморандум 1994 года о гарантиях безопасности от России, Великобритании и Соединенных Штатов.
Наконец, тайная операция России в Крыму в феврале прошлого года продемонстрировала, насколько полезными могут оказаться военные базы на территории иностранного государства в случае, когда Кремль решит вмешаться во внутренние дела соседнего суверенного государства и аннексировать чужие территории.
Беларусь — на коротком поводке
Россия смотрит на Беларусь через ту же призму, что и на Украину — взгляд на мир, присущий исключительно Москве: это часть бывшей империи, которую не следует далеко от себя отпускать и которая не может преподнести таких сюрпризов, как внутренняя демократия, независимая внешняя политика и здоровая экономическая стратегия. Контракт, на котором настаивает Россия, предполагает надежное партнерство Беларуси и согласие, даваемое ей Москвой по всем значимым политическим шагам.
В случае Беларуси этот поводок очень короткий. Лукашенко, пребывающий в серьезной зависимости от субсидий и займов России, готов променять суверенитет на долговечность своего правления, даже если это потребует отречения от непосредственных национальных интересов и долгосрочных перспектив Беларуси.
Тем не менее, с момента аннексии Крыма белорусский президент ступает более осторожно. Он старается постепенно нормализовать отношения с Западом, одновременно с этим отчаянно пытаясь не дать Путину никаких оснований сомневаться в своей лояльности.
Предстоящие выборы могут оставить страну без выбора
11 октября в Беларуси пройдут явно недемократические президентские выборы, результатом которых скорее всего станет дальнейшее пребывание Лукашенко у власти — пятый срок подряд. Ввиду тяжелого экономического кризиса, сидящий без денег Лукашенко легко подвержен давлению России, готовый отказаться от суверенитета и сил и средств Беларуси в обмен на еще один пакет финансовой помощи.
Эта уязвимость — равно как и осторожная попытка Лукашенко навести с Западом мосты, которые он намеренно и безрассудно разрушал на протяжении своего правления — побудили Россию на столь решительный шаг — начать реализацию идеи о внедрении в страну передового военного потенциала. Народ России также ждет от Владимира Путина новых побед.
На Украине Россия лишний раз доказала, что готова и склонна игнорировать фундаментальные нормы международного права и повергать соседние страны в хаос и нищету, ставя под угрозу самое их существование и расшатывая региональную и глобальную безопасность.
В таких недемократических и непрозрачных условиях любое соглашение со столь далеко идущими последствиями, заключенное по принуждению с агрессивной державой, не может быть признано законным. Запад должен внимательно присмотреться к очередной односторонней инициативе России и предотвратить ее реализацию. Иначе это может привести к дальнейшей эскалации напряженности не только вокруг Украины, но и во всем регионе Восточной Европы, в том числе в странах-членах НАТО.
Валерий Ковалевский — директор по вопросам стратегии и связей с общественностью белорусско-американской ассоциации