У нас в редакции доктор наук, профессор Салех БЕЙ, фронтовик, писатель, автор книги «Судьба мира». Несмотря на свой преклонный возраст, Салех Бей продолжает кропотливые исследования в области общечеловеческих проблем, надеясь запечатлеть их в следующей работе «Синяя Книга», которая явится продолжением трилогиии «Судьба мира».
Майрбек Тарамов: — Салех Бей, в своих произведениях, например, в книге «Судьба мира», вы возвышенно отзываетесь о чеченцах. Вы не изменили теперь своего отношения к ним?
Салех Бей: — Нет, я слишком старый человек, чтобы менять свое мнение. Мне 80 лет. Я прошел всю Евразию от начала до конца, встречался с тысячами людей, бывал во многих городах и выступал на самых крупных форумах в европейских и российских городах. Кроме того я – человек кавказский. Я знаю Кавказ лучше, чем любой кавказовед из России, Европы, Америки. Они берут материал издалека, а у меня он фактический, и я знаю проблемы Кавказа изнутри. Чеченский народ я называю народом-героем и тому есть объяснения. Я сравниваю чеченцев с двумя народами: с финнами, которые трижды сумели вырваться из российского колониального положения, и с вьетнамским народом, который отстаивал свою независимость, по-моему, четыре раза: от Франции, США, Китая и СССР.
Но все-таки, в этой борьбе я ставлю на первое место чеченский народ. Почему? Потому что ни по времени, ни по качеству, ни по количеству борьбы и столкновений, ни по характеру всех этих событий, даже те народы не могут сравниться с чеченцами. Чеченцы и Россия… с чем сравнить? — Это как слон и еж. Слон может раздавить ежа, но он этого не делает из-за игл ежа.
Давайте сейчас не будем говорить о правоте или неправоте чеченцев. Я сейчас о другом – давайте поговорим о сегодняшнем дне. Сегодняшняя война России против чеченцев – эта война России с самой собой. Эта война всегда будет отнимать силы России, наносить ущерб. Никогда Россия не будет извлекать никакой выгоды из Чечни, потому что сейчас период такой, эпоха такая, время такое.
Поэтому России надо с миром разойтись с Чечней. Это, конечно, нужно в первую очередь Чечне, так как это вопрос жизни смерти чеченского народа. Россия в Чечне теряет самых лучших, самых молодых своих сынов. За что? Что дает эта война России? Ничего хорошего, выгодного, полезного. Нет, я не против России. Более того, я ближе к России, чем любой россиянин. Я даже ближе к русскому народу, чем к чеченскому, потому что я в России жил, работал. Я защитил докторскую диссертацию в Московском университете. Русские меня так высоко оценивали. В Чечне же я не был. Но вместе с тем я хочу спасти не только чеченский народ, а хочу вытащить из болота погибающий русский народ. Россия должна немедленно уйти из Чечни. Это нужно России не меньше, чем Чечне.
— А почему же другие народы не поддерживают чеченцев?
— Дело в том, что они видят и понимают происходящее: и кабардинцы, и дагестанцы, и азербайджанцы. Но все они молчат. А что же им делать? — Для них есть два пути: один путь – продолжать молчание, не будучи ни на стороне России, ни на стороне Чечни. Такой скажем, своеобразный нейтралитет, заметим, правда, не очень удобный с точки зрения морали. Второй путь – всем кавказцам разом подняться и помочь чеченцам. Но по второму пути не идут, потому что ушла та эпоха, эпоха шейха Шамиля. Почему? — Потому что народы Кавказа 200 лет были под пятой России, которая уничтожала всех мужественных, отважных, честных людей. Причем не только кавказцев, но и самих русских. А советский строй превзошел по жестокости царский режим, большевики селекционно отбирали лучших людей и уничтожали. И народы России выродились, но чеченский народ чудом остался. В основном, не считая предателей, чеченский народ всегда был единым, поэтому они не растеряли своих лучших людей.
— Выходит, у всех остальных народов преобладает рабская психология?
— Да, к сожалению, это именно так.
— А может, все-таки, не рабская психология здесь сыграла ведущую роль, а российская пропаганда, создавшая уже в который раз образ «злого чечена»?
— Российская пропаганда, агитация – уже дополнительные причины того, что чеченцы находятся в одиночестве. И таких побочных причин очень много.
— А разве может сочетаться рабская психология с великодержавностью россиян?
— Я вам объясню это на простом примере… Огромная Россия от Кавказа до Курильских островов. Но если русскому человеку, безработному, нищему, последнему алкашу сказать: — «Вот, мы тебе предоставляем хорошую квартиру, даем работу, все условия для полноценной жизни, если ты согласишься за это отпустить Чечню и отдать Курильские острова японцам». Вы что думаете, он согласится? — Никогда! Он скажет: — «Ни Курильские острова, ни пяди российской земли мы никому не отдадим!» — Вот такая психология у русского народа, и она создавалась столетиями. Я бы не сказал, что русские так любят войну, но у них психология агрессивная, державная.
Я полагаю, что Россия нехотя, но все же приближалась к миру с Чечней, но ее намерения изменились после трагедии 11 сентября в США. Теперь же Россия использует внезапно представившийся ей шанс в борьбе с чеченцами. Усиление борьбы Америки с мусульманами Путин воспринял по-своему – он усилил свое давление на мусульман не только в Чечне, но и в России, и в Средней Азии. Таким образом, Россия добивается помощи от Америки, используя благоприятно складывающуюся для нее обстановку, в то время как Америка использует Россию в борьбе против Афганистана. Но я предполагаю, что такое, ухудшившееся отношение мирового сообщества к Чечне – временное явление.
Через некоторое время у людей обязательно восстановится честное, объективное мнение о Чечне. Ваш народ надо беречь. Чеченский народ – это в какой-то мере продукт всего человечества, то есть, чеченский этнос – это реальная составляющая часть истинной Кавказской расы. Хотя и среди чеченцев есть плохие люди, но как же не стать плохим, если, например, русские, сидя в танках и самолетах обстреливают ваши дома? Что же делать чеченцам в такой ситуации кроме как взорвать эти танки и самолеты? — Но тогда, в результате, чеченцы становятся плохими. То есть, чеченец, взорвавший танк врага становится «террористом», а убивающий чеченцев русский военнослужащий – героем? Вот такой парадокс.
— То есть все становится с ног на голову?
— С точки зрения государства, когда оно убивает определенных людей, группу или целый народ – это нормальное явление. Но если эти люди, группы, народы, не имеющие власти, в ответ на террор государства убивают представителей структур государства, военных, полицейских – это называется терроризмом отдельных людей, групп, народа. Вот классификация террора и терроризма.
До сих пор было так, что терроризм был намного слабее, чем государственный террор. Но сейчас после событий 11 сентября в США террор и терроризм почти сравнялись по своей силе. Этому во многом способствует научно-технический прогресс.
— Согласны ли вы с определением «кремлевских мудрецов» в отношении чеченцев, как «террористов», или же вы склонны считать, что чеченцы ведут национально-освободительную борьбу?
— Я не думаю так, как говорят в Кремле, но и вашу точку зрения не разделяю. Я думаю, что чеченцы ведут национально-освободительную террористическую войну, а Россия ведет колониальную войну, пользуясь методом государственного террора. У чеченцев террор – метод в национально-освободительной борьбе, а у России это метод сохранения территориальной целостности, сохранения своих колоний.
— Чеченцы расценивают свои действия против варварства России как проявление патриотизма. В то же время Россия утверждает, что именно этих патриотов в первую очередь надо уничтожать как террористов. И наоборот, предателей, тех которые за Россию, надо оставлять в живых. То есть между патриотизмом Чечни и терроризмом Россия ставит знак равенства. Ваше мнение?
— В истории всегда так было с повстанцами. Какими бы они патриотами не были, в глазах властей они остаются бандитами и террористами. Весь мир прекрасно осведомлен, что чеченцы не террористы и не бандиты. Бандит не может в тяжелейших условиях, впроголодь и без крыши над головой воевать годами, с упорством, за непонятные и чуждые ему идеалы свободы и независимости. Бандит – это маленький, подленький человек, способный на предательство и на другие низкие поступки. Он дорожит своей жизнью. Так было всегда – предатели предлагали свои услуги власти, которая с удовольствием пользовалась ими. Предатель – милый человек для этой власти, потому что ему не идеалы нужны, а деньги, кресло, материальные блага. И эта неправедная власть будет его возносить до небес, называя истинным патриотом своего народа.
— Ваше отношение к теракту 11 сентября, и кто по-вашему исполнитель?
— Я не могу однозначно сказать кто совершил этот террористический акт. Это первое. Второе, я думаю и на Бен Ладена в том числе, но максимум на 10%. Но если учесть его клятву на Коране как мусульманина, истинно верующего в Аллаха, что он не причастен к этому теракту, то я снимаю со счетов и эти 10%.
— В последнее время, особенно после терактов в США усилилось давление властей Азербайджана на чеченских беженцев, даже детей стали отчислять из учебных заведений, закрывают мусульманские благотворительные организации, осуществляющие гуманитарную помощь беженцам. В общем, идет беспрецедентное давление на чеченских беженцев. В таких условиях некоторые беженцы обращаются за помощью даже к армянам, прежде жившим в Грозном. Ваше отношение ко всему происходящему в Азербайджане?
— Видите ли, в своих трудах я не затрагиваю внутреннюю политику, дела, властей Азербайджана. Я думаю вам понятно почему, потому что мне надо писать свободно, безбоязненно то, что я считаю истиной. А то, что касается внутриполитических проблем, об этом писать свободно невозможно, поэтому я и не затрагиваю эту тему. Это всегда так было – государство есть орган подавления, если хотите, насилия. Поэтому на ваш вопрос отвечать и давать комментарии я не могу по известным причинам.
Что же касается обращения за помощью чеченцев к армянам, то здесь чеченцев можно понять: если не помогают друзья, то наверное не надо видеть греха в том, что они обращаются к врагам. Ситуации в жизни складываются так, что иногда приходится обращаться к врагам. Я это понимаю, хотя я должен предупредить чеченцев об опасности, грозящей не непосредственно от армянского народа, но от их политических кругов. Я не против самого армянского народа, который я хорошо знаю и с которым мы, азербайджанцы, прожили много лет бок о бок, я против «дашнакизма», против политики «Великой Армении».
— Салех Бей, вы знаете, в Грозном был район, который назывался «Бароновка», где в большинстве компактно проживали армяне. Жили там и чеченцы, но никогда между чеченцами и армянами не было никаких конфликтов или вражды. Даже больше того, в период войны некоторые армяне вместе с чеченцами сражались против русских.
— Ну что ж, я такое допускаю.
— Недавно прошло сообщение о начале переговоров с русскими, но каждая сторона трактует их по-своему. Чтобы вы посоветовали в данном случае чеченцам?
— У чеченцев два выхода. Первый – придти и сдаться русским, по крайней мере сохранить себе жизнь. Но я знаю, что чеченцы не пойдут на это, потому что, во-первых, они не бандиты, а во-вторых никто не гарантирует им жизнь, хотя русские об этом и заявляют.
Представьте себе, Президент Дудаев, который пожертвовал своей жизнью и жизнями своих близких и родственников, пошел вдруг и сдался врагам? — Поймите, он же не бандит! Чеченцы не бандиты! Это — герои! Слышите, вы, люди мира: — «Чеченцы не бандиты, они — герои! Это люди, жертвующие самой высокой ценой — своей жизнью ради идеалов свободы».
И Масхадов не бандит. Масхадов – высокообразованный, культурный человек, талантливый полководец! Он честный человек! Но что ему делать, если убивают его народ, что ему делать, кроме как сопротивляться и убивать врагов?
Что я могу вам посоветовать? Я не думаю, что мировое сообщество чем-то вам поможет после той трагедии в США. Нет сейчас приоритета порядочности и честности в мире, да и не было в принципе. А у России появилась сейчас уверенность, что чеченцев можно доконать. Чтобы я сделал на месте президента Чечни? Я – кавказский человек, дворянин, к тому же я горжусь тем, что я земляк чеченцев, но скажу откровенно вот что: «Вам пути назад нет, сожжены все мосты!» Сделайте сами заключение из того, что я сказал.
— И как закончится война по-вашему?
— Я не считаю себя более выдающимся стратегом, чем Джохар Дудаев. Дудаев был не просто военным, он был и политическим стратегом. Я повторю вам его мнение по этому поводу: — «В этой глупой, бесполезной войне победителей не будет. Но мы будем воевать до тех пор, пока Россия не развалится полностью». Нет, чеченцы – не бандиты, это лучшие люди планеты!
— Означает ли «в этой войне победителей не будет», что чеченцы не должны требовать ответа за варварские террористические действия на их Родине?
— Видите ли, чеченцы этого не смогут сделать в силу того, что их требования Россией не будут удовлетворены, потому что у чеченцев нет таких сил, чтобы поставить Россию на колени. Слишком велика Россия. Ожидать от России, чтобы она честно, совестно подходила к делу, чеченцам не стоит, ибо Россия никогда не будет этого делать. Не тот случай. Если бы она пошла на это, Россия никогда не развязала этого кровавого конфликта или, хотя бы, давным-давно ушла из Чечни.
— Но Сербия-то наказана, Милошевич-то сидит на скамье подсудимых, a почему с Россией нельзя поступить аналогичным образом?
— Сербия и Россия две разные вещи. Вы учтите, что Россия огромная, к тому же ядерная держава и мировому сообществу приходится считаться с этими обстоятельствами. Отсюда, так называемые двойные стандарты. К тому же Сербия — это почти центр Европы, а это очень опасно! Поэтому любой конфликт в таких опасных точках надо срочно гасить. Америка Чечне никак не может помочь, потому что Чечня, как бы нам не хотелось – составляющая России, и действия Америки в пользу Чечни будут означать действия против России, чего допустить нельзя. Это может означать начало Третьей Мировой войны.
— Тем не менее Америка заинтересована в ослаблении и развале России?
— Да, до сих пор действия Америки в отношении России были скрытными. Америка все-таки продолжала до последнего давить на Россию, но после случившейся трагедии, Америка склонна делать уступки России – теперь они как бы стали друзьями в борьбе против терроризма. Но это положение долго не может продолжаться. Истина должна восторжествовать.
— А вот, что касается Грузии. Ведь Грузия приняла чеченцев, предоставила им статус беженца и никого из чеченцев, в отличие от властей Азербайджана, не выдает. Что Вы скажете по этому поводу?
— Я восхищен грузинами! А вас не удивляет почему Россия, будучи христианской страной, давит своих христианских грузинских братьев, в то время как армян она поддерживает, тех армян, что далеко не христиане, или не такие христиане как грузины. Армяне – еретики, монофизиты. Вы заметьте, в больших городах мира, где живут армяне и есть армянская григорианская церковь, христиан туда не жалуют, в то время как сами армяне не посещают католические и православные храмы.
Армянская церковь отдельная, — они, в лучшем случае, не полностью христиане. Но продолжим о грузинах. Грузия в некоторых случаях поступает даже во вред себе в отношениях с чеченцами, выдерживая древний кодекс кавказской чести и гостеприимства, что я могу только приветствовать. Я, как кавказец, благодарю грузин за их порядочность. Они – молодцы! К тому же они очень близкие соседи с чеченцами. Грузинам крайне не выгодно враждовать с ними, да они и не будут никогда этого делать. Грузины хорошо знают историю, и знают, что чеченцы очень опасны как враги, но очень надежны, как друзья.
— Что бы вы пожелали чеченскому народу?
— Чеченскому народу я пожелал бы стойкости в их священной борьбе. Может быть, это как-то неискренне с моей стороны, как старого человека, но будь я помоложе, я не задумываясь пошел воевать на стороне чеченцев. Потому что они воюют и за Карабах, и за Азербайджан, и за Кавказ, и за весь праведный мир!
Интервью провел Майрбек Тарамов, 02.03.02
Chechenews.com
11.10.15.