А. С. Пушкин отвечает «Западу» того времени (в лице французских депутатов) в духе современных «ватников», заявляя, что они не имеют права вмешиваться в «семейный» спор:
«О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою…»
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда…»В том же стихотворении «Клеветникам России» Пушкин, подменяя сочувствие к угнетенным ненавистью к России, объясняет её поражением Наполеона:
«За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?»
В заключение поэт предупреждает французов о последствиях агрессии против интересов России:
«Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов»
В связи с теми же событиями в стихотверении «Бородинская годовщина» Пушкин злорадствует по поводу гибели польского государства, а вместе с ним и надежд других славянских народов на свободу:
«Ступайте ж к нам: вас Русь зовёт!
Но знайте, прошеные гости!
Уж Польша вас не поведёт:
Через её шагнёте кости!…»
«Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?»Многие современники Пушкина, люди либеральных взглядов не зараженные национализмом, были возмущены публикацией стихов и резко осудили их как «шинельную» верноподданическую поэзию. Среди критиков Пушкина были: Тургенев, Вяземский, Римский-Корсаков, Белинский, Мельгунов…
Вяземский в «Записных книжках» писал: «За что возрождающейся Европе любить нас? Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мы тормоз в движениях народов к постепенному усовершенствованию, нравственному и политическому. Мы вне возрождающейся Европы, а между тем тяготеем к ней. Народные витии могли бы отвечать ему коротко и ясно: мы ненавидим, или лучше сказать, презираем вас, потому что в России поэту, как вы, не стыдно писать и печатать стихи, подобные вашим»
И прав Вяземский, когда пишет: «Нам с Европою воевать была бы смерть» — ибо даже проигнорировав технологическую отсталость, мы вынуждены будем констатировать слабость России еще и потому, что «империя» воевала с народами, на которых она паразитировала: «Голодные бунты» в центральной России, завоевание Кавказа, (активная часть которого продлится еще 50 лет), подавление национально-освободительного движения славянских народов.
Всего этого не видели лжепатриоты и великодержавные шовинисты, оправдывающие всё триумфом владыки в кровавом расспространении своей власти, как мы это наблюдаем сегодня на примере аннексии Крыма и войны на Донбасе.
Ярчайший же ответ на публикацию Пушкина дал польский поэт Адам Мицкевич в стихотворении «Русским друзьям»:
«А кто поруган злей? Кого из вас горчайший
Из жребиев постиг, карая неуклонно
И срамом орденов, и лаской высочайшей,
И сластью у крыльца царёва бить поклоны?
В холопском рвении восславить ныне тщится?
Иль топчет польский край, умывшись кровью нашей,
И, будто похвалой, проклятьями кичится?»С того времени прошло почти 200 лет, а «Пушкиных» в России не убавилось, и так же в меньшинстве «Вяземские». А «бурный шум и хриплый крик» народных витий Европы не «смутили русского владыку», и новые «Мицкевичи» продолжают гибнуть жертвами империи… .